КОНТАКТЫ

пятница, 18 июня 2021 г.

ЗДРАВОСОЗИДАНИЕ КАК ОНО ЕСТЬ....


Особенности формирования личностно-социальной системы
(фактические и объективно требуемые)

Аннотация. Показаны особенности состояния и требуемого развития здравосозидательной деятельности, способной обеспечить активное созидание здоровья всеми и каждым лично, необходимость ускорения ее становления, для выхода из системного кризиса нашей страны и мира в целом. Предложены пути и средства принципиального совершенствования здравосозидающей составляющей жизни человека и социума, выхода ее из стадии постоянного ухудшения качества здоровья населения

Ключевые слова: Культура здоровья, здравосозидание, системная полнота, инновационная культура, активная нравственность, закаливание, активное здоровье

Введение

Перед Нами стоит Задача чрезвычайной важности (по срочности и значимости) – научить(ся) и создать возможность для человека стать Человеком. И это Задача всех – как общецивилизационная (или жизнь-развитие¹ - или загнивание-самоуничтожение, причем не исключено и всего живого), так и буквально каждого, всех без исключения. Тем более, что если творчество все-таки в чем-то носит, по крайней мере, пока, избирательный характер, то инновационный процесс – требует участия всех: от «бабки» до «мышки» и совершенно невозможно заранее сказать, кого можно исключить из него без существенных потерь (например, Ницше спас от смерти, вернул на много лет к жизни). И здоровье - тоже дело каждого…, и всех вместе.

Эта задача, основа, стержень и базовое средство развития любой личности и любого социума - трехглавый «дракон»: – Нравственность (активное добро²) [1] – Здоровье (активное, личностно-социально созидающее) – Инновационная культура, средства и деятельность.

¹ — «Цель всякого изменения, если оно сообразно природе вещей, состоит в том, чтобы реализовать в каждом организме идеал его рациональной сущности», И.Пригожин

² — «Тому, кто не овладел наукой (добавим - и делом – Дж.) добра, всякая иная наука вредит». М. Монтень. И еще: «Для того, чтобы зло восторжествовало, нужно совсем немного: чтобы добрые люди ничего не делали. Д.Кук (известный английский ученый, 2000г)

Они предназначены для обеспечения и работы с творческим, активным инновационным и нравственным потенциалом социума и личности, и их результатами. Именно инновационная культура [2], по большому счету, определяет цели, средства и курс личного и социального движения [3,4]. Ведь каковы инновации – таково и будущее!¹.

Эта трехглавая основа личностной и общественной жизни-деятельности-организации, в первую очередь определяет лицо и его цивилизационные интересы, результаты-возможности, самую возможность существования. Поэтому вопрос стоит так: или мы создадим и своевременно освоим эту базу Человеческого существования-жизнедеятельности, причем на объективно и исторически обусловленной системно полной основе, обеспечив т.о. расцвет Жизни всех и каждого, Природы, либо лезвия ножниц, одно их которых - технологии, все более осваивающие основы Жизни и второе лезвие, отрицающее действительную мораль, перережут пуповину Жизни. А они постоянно, многопланово и ускоренно сближаются [5].

Причем формирование культуры Здоровья (с необходимостью предполагающей личное творчество и культуру восприятия нового – инновационную культуру и работы с их позитивной, созидающей составляющей), как культуры созидания сначала себя, а затем, на этой основе и сформировавшейся т.о. традиции, привычке, и Созидания всего, что данную личность окружает, является важнейшей, нередко – исходной, составляющей первоочередных задач, решение которых во многом, а скорее в главном, определяет становление и развитие личности (как цель и основное средство прогресса), а с ней и всего остального.

Состояние сферы Здоровье

Несмотря на то, что начало ее формирования относится еще ко временам древней Греции, родившей великое понятие гармонии, а затем и, поражающие до сих пор результаты

¹ Как говорится: что посеешь – то пожнешь!

 (Шиллер, Шредингер, Вернан, Ф. Зелинский, Л. Мештерхази,…), однако в последующие времена она практически не развивалась и, более того, скорее увядала. Это особенно заметно при сравнении ее с достигнутым уровнем развития спорта и медицины-здравоохранения. Начатое в конце ХХ века развитие науки о здоровье (валеологии), по нашему мнению, как и любая исследовательская составляющая Науки, совершенно естественно, совершенно недостаточно интересуется своей созидающей составляющей – технологией-техникой, психологией, нравственностью, экономикой и организацией как личностной, так и социальной сторонами закаливания организма (формирования и развития-сохранения здоровья). И родовое пятно – многие валиологи, энтузиасты этого важного движения, включая и, много сделавшего для развития и становления науки о здоровье, д.м.н. Апанасенко Г.Л., родом из спорта, а не из практики формирования и развития именно здоровья организма, деятельности и духа, как гармоничного целого. Что дало значительный крен в их исследованиях и наработках. Эти пробелы должно заполнить здравосозидание, которое иначе неспособно выполнить свою задачу-функцию. Её методология, подходы должны быть системно полными и характеризоваться постоянным стремлением к поиску и устранению найденных «ахилессовых пят» в своей деятельности, структуре, организации и технологиях работы, жизни. Этот термин предложил известный белорусский физиолог Н.Аринич. Такой подход нам представился конструктивным, наиболее полно отвечающим задаче нашего времени и, поэтому, способным синтезировать все необходимые составляющие в единую функционально работоспособную систему . В развитие и наполнение этого понятия был опубликован ряд работ [6-17], продолжением которых является и данная статья. С тем, чтобы показать еще ряд «ахиллесовых пят» современного состояния и необходимость, актуальность и возможность иных основ, для созидания давно требуемой жизнью системы «Здоровье».

Об основах системы «Здоровье».
Состояние сегодня и требуемое завтра.

Физиологическая составляющая культуры здоровья, во многом определяющая и все остальное, формируется на основе соответствующих методологии, методик, методов, приемов и упражнений способных обеспечить необходимый уровень, качество и продолжительность здоровья, нужные человеку, в соответствии с жизненными целями, задачами и возможностями, личностными и социальными. Но в отличие от культа (здоровья) – культура здоровья не считает здоровье главной целью жизни, самоцелью, так, что практически все свободное время уходит на развитие физических качеств. Правда, обычно, и тут, как и во всем, как сейчас принято абсолютным большинством, царствует односторонность («пазловость»), присущая, например, спорту, связанная со стремлением превзойти какие-то, чьи-то результаты, победить. А, следовательно, и стремление к максимизации нагрузки на более или менее узкий спектр органов и мышц. В то время как культура здоровья, стремящаяся к гармонии всех органов и систем, «вынуждена» искать необходимый минимум нагрузки и затрат времени, требуемых для каждой из составляющих организм частей, для формирования, развития и сохранения нужного уровня и качества здоровья [1-4]. Более того – действительная культура, в том числе, конечно, и культура здоровья, с необходимостью нуждается и в созидающей творческой и/или инновационной личной и социальной составляющей деятельности-жизни. Иначе – зачем Человеку здоровье?

Интересно сравнить - в языке гражданина древнегреческого полиса эпитеты “большой”, “великий», “превосходный” и т.п. не звучали, ибо в античной Греции предпочитали умеренность во всем. Идеалы умеренности и целостности (системной, качественной полноты – говоря современным языком) оказывали влияние на все стороны жизни и позволяли стремиться к общему, цельному совершенствованию. Это и было одной из важнейших причин высоких ступеней развития греческого народа, политики, искусства, философии и науки (Ж.-П.Вернан), которые остаются непревзойденными образцами до настоящего времени. Это относится и к сочетанию телесного и духовного, физической и духовной культуры человека. Выдающимися образцами такого гармонического синтеза являются исторические фигуры Аристотеля, Гиппократа, Пифагора,…; Аполлона Бельведерского и Венеры Милосской - в искусстве. Идеалы умеренности позволили грекам создать уникальную, но и не только неповторимую культуру. Они позволили достичь вершин, которые надо еще осваивать нашим и будущим временем. Умеренность и целостность (голографичность), определяемые поисками личной и социальной гармонии, активная ее реализация во всех видах деятельности, не потеряла своей актуальности в современном обществе, обществе массового потребления. Более того, становится все острее, актуальней'. Поэтому, все более ярко и требовательно вырисовывается необходимость, актуальность организации Возрождения-2. Тем более, что первое Возрождение, очень многое сделавшее для прогресса нашей цивилизации, все же во многом, принципиально важном, исказило достижения великой греческой культуры, которые были и остаются принципиально важными для современности [3],

'Эффект «ахилессовой пяты», когда он не учтен, когда не желают его видеть, искать этот пробел, воспринимать предлагаемое радикально более полное представление об исследуемом, созидаемом, управляемом (а к тому же, при этом, с постоянным желанием свести к чему-то одному, главному, при таком же стремлении буквально обнулить остальные составляющие) объекте, требуемое законами жизни и развития систем, включая и человека, его организм, психику, особенно с многолетним (для личности, семьи)/многовековым (для общества, цивилизации) накоплением, рано или поздно, но всегда катастрофичен.

для обеспечения возможности достойной жизни всем и каждому, в плане реализации в каждом его рациональной сущности (И.Пригожин). Ведь каждый из нас обладает широчайшим спектром талантов. Но, если вместе – семейно, коллективно, социально и личностно, не обеспечим и такой уровень деятельности, который иначе, зачастую, в силу нашего неумения, отсутствия возможности организовать и работать с огромным массивом творческих результатов и их авторов, а порой и нежелания, находить, растить и реализовывать (причем не только таланты, но и достижения, даже уже полученные, на основе этих возможностей человека), остаются неизвестными, ни их обладателю, ни социуму.

Еще одна методологически важная основа созидания здоровья. Нельзя не согласиться с Ф. Ф.Эрисманом и проф. Грубером, утверждавшими, "... что разумный человек для того, чтобы довести свой организм до полного развития физических, умственных и нравственных сил, и для сохранения его на этой высоте, не нуждается в беспощадной борьбе за существование, а достигает этой цели гораздо более мягкими средствами - закаливанием и укреплениями". (Ф.Ф.Эрисман "Избранные произведения", т.1, 1959 г.). Эта важнейшая основа, ныне практически не работающая, что во все большей мере снижает уровень и качество здоровья большинства, тем более ориентирующегося и на пассивное отношение к своему (и близких, сотрудников) здоровью, и на надежду, основанную исключительно на возможностях медицины. В результате болезни молодеют, а тело становится все более дряблым. Тем более, что жизнь все более лишает профессиональную и жизнеобеспечивающую деятельность возможности хотя бы минимально необходимой физической нагрузки. Заметим - Герцен точно сказал: "Полноте презирать тело, полноте шутить с ним! Оно мозолью придавит ваш бодрый ум и на смех гордому вашему духу докажет его зависимость от узкого сапога". Методологически очень верно, и это важно, сказал легендарный

А. Маресьев (в последнем интервью – 2001 г.): я глубоко убежден, что когда парень или девушка делают утром физзарядку и обтирание холодной водой, и, победив себя, возьмутся за учебники, то рождается мужество, куется характер. Рождаются качества героя, (Замечу - так нужного сейчас в любой сфере деятельности).

Время сейчас трудное и особо не простое. Но методология созидания Здоровья носит и стратегический характер - это её обязательная составляющая. Она, как и цели, явление долгосрочное, если, конечно, системно полно удовлетворяет объективным требованиям развития и сохранения жизни всех вместе и каждого в отдельности. Поэтому должна работать на созидание, на совершенствование личностное и социальное. Иначе она просто не нужна и, более того, как показал исторический опыт, может быть чрезвычайно опасной. В самом деле, как уже было отмечено, что если не овладеть наукой и делом добра, всякая иная, такая наука не только вредит, но и становится самой опасной угрозой для жизни.

И тут уместно вспомнить слова известной песни: «Нам года – не беда, если к цели стремимся большой! Оставайтесь друзья молодыми, никогда!, никогда!, никогда не старейте душой!» В этом плане важно суметь объединить, организовать, само и социально обеспечить, развивать-реализовывать, взаимно дополняя, потенциалы пожилых (творческие результаты, инновационный потенциал, т.е. то огромное богатство активно прожитой жизни, которое, зачастую, во многом остается недоразвитым и нереализованным, на что обратило внимание и ЮНЕСКО) и молодежи (поисковый, генетически ей присущий) [5 -11], работа с которым способна наполнить все этапы жизни не только поисковой активностью, смыслом и содержанием жизни. Но и, благодаря этому, как показали Ротенберг В.С. и Аршавский В.В.[6], такая увлеченность помогает несравненно лучше, или даже безболезненно, переносить даже продолжительные стрессы высокого уровня.

Однако культура созидания здоровья радикально отличается от культуры здравоохранения. От ее культуры работы с пациентами, которая задается, формируется и развивается специалистами-врачами, и целью которой является избавление от болезни и восстановление здоровья до состояния, предшествовавшего болезни, причем, обычно, средствами искусственного характера и, следовательно, с вероятными нежелательными последствиями. Причем процесс идет по решению и под жестким контролем врача, как ответственного за результат. В отличие от того, что основными задачами здравосозидания (в личном плане) являются: - развитие здоровья до более высоких состояний, обеспечивающих бо'льшую физиологическую устойчивость и в более широком диапазоне нагрузок. Но, заметим, закаливающие нагрузки должны быть в пределах, которые имеют место в естественных условиях, в обычной трудовой жизни. Овладение более высокими возможностями – это уже сфера спорта и специальных профессий. Это тоже иная сфера, где речь идет не о Гармонии, а о том, что нужно кого-то превзойти-победить и поэтому результат достигается, зачастую, уже за счет здоровья! А не для здоровья; - обеспечение выхода из ситуации «околоболезни» не медикаментозными средствами, а, преимущественно, с помощью вариации физических нагрузок. В частности, в случае сбоев, случающихся при освоении культуры созидания здоровья, познания возможностей и особенностей своего организма, т.е. освоения определенных методологий, методик, методов, и для выхода из происходящих при этом, возможных, соответствующих сбоев по тем или иным причинам, и особенностям реакции своего организма. Далее: организация реализации выбранных средств и путей, принятых для решения этих задач, принципиально отлична – тут сама личность и выбирает¹ нужный ей вариант, с учетом своих возможностей и целей, и реализует, контролирует процесс, и отвечает за его результаты [1]. Конечно, не исключена и возможность консультирования специалистами (хотя остается вопрос – насколько они сами регулярно, грамотно и активно реализуют необходимую составляющую комплекса закаливания организма, нужного для здоровья), но, даже и тогда, все-таки, решающее слово, выбор действия остается за личностью. Особенно в случае малого потенциала здоровья, особенно, когда переход в страну Здоровья, скажем у больных туберкулезом, сродни движению по канату над пропастью разной глубины, но все же опасной. И тут вряд ли помогут советы типа «чуть быстрей-медленней, левей-правей, больше-меньше»… Это уже больше на «личной совести» - это дело ума, организованности и умения каждого. Этот яркий и точный образ принадлежит моему другу (тогда дипломнику, а сейчас д.т.н., проф., заслуженному деятелю науки и техники Украины), заболевшему туберкулезом и чувствовавшим себя на грани жизни-смерти. Судя по письмам, ему таки помогли мои призывы закаливаться и мой наглядный, впечатлявший опыт (ходил в одной рубашке круглый год, но, конечно, перед этим, за три года, основательно закалившись, так что мне больше и не нужно было, да и не было никакого риска), и потом – уже всю жизнь и поныне – закаляется, делает по утрам зарядку, сохраняя, т.о., творческую и душевную энергию. Т.е. процесс в целом определяется самой личностью и ее ближайшим окружением, их возможностями и культурой – общей и

¹ — Из известного ей, личности, множества, кстати, представляемого ей социумом. И это важнейшая задача и ответственность социальной составляющей сферы здоровья, всего социума, очень важная для созидания здоровья. Более того, как показал эксперимент, проведенный в Институте кибернетики, большинство сотрудников, высокопрофессиональных по работе, хорошо знают виды спорта, но практически не знают «видов здоровья», многообразия даже весьма известных систем

конкретной – здравосозидательной. Но такой, сугубо личностный подход, нередко определяет-рождает и результаты, имеющие и большое общее значение. Т.к. любая индивидуальность и опирается, и способна генерировать нечто общее. Поэтому в процессе такого развития, и в соответствующей деятельности возникают важные-нужные результаты, как для другой конкретной личности (что очень важно инновационно, социально-экономически, семейно и исторически), так и для общества. Но их социализация, возможности более широкого использования полученных (в одиночку) результатов (знаний, умений, опыта, средств достижения человечности - личностной и социальной), очень непростое дело. Однако без этого невозможно раскрытие всего богатства талантов человеческой натуры и земного потенциала, особенно во всей красоте и гармонии. Особенно, если учитывать, что нет и предвидится создание специальных научных и конструкторских организаций, занимающихся проблемами именно физической культуры (а не спорта и бизнеса) и здоровья. К тому же, даже их наличие в принципе не исключает необходимость индивидуального поиска и апробации получаемых результатов подобного рода, основанных на личном поиске и ответственности за результаты. В частности, мне, разные люди неоднократно говорили, чтобы я бросил заниматься закаливанием, т.к. рано или позже, но таки простужусь. И это плохо кончится. Однако, 64-летний опыт не только доказал обратное, но и позволил получить целый ряд очень важных результатов, которые высоко оценили акад. Н.М.Амосов, акад. А.А. Шалимов, д.м.н А.К.Подшебякин, д.филос.н. В.Л.Кулиниченко, к.м.н. А.М.Бахарев, д.м.н. А.А.Попов, д.м.н. Г.Л.Апанасенко и были опубликованы в 23 работах (некоторые переизданы другими изданиями). Однако, как было уже сказано, реализация их, несмотря на высокую социальную значимость (и Н.Амосов, и А.Шалимов сказали, что «их давно ждет читатель», а Н.Амосов, уже в 90-х годах, начал, после очередной встречи с ним, закаляться, хотя в начале беседы и говорить об этом не хотел) далеко не соответствует объективным требованиям жизни большинства людей и социума в целом [1,11].

Конечно, достичь некоторых из своих вершин порой удается и при буквально минимуме здоровья. Но при условии наличия необходимых социальных условий и внутренней высокой стойкости духа. Однако, интегральный талант, личный и социальный, рождается все же в союзе-сплаве ума, знаний-умений, духовной полноты и чистоты (нравственности), физического здоровья. При этом созидание здоровья, особенно на этапе становления личности (да и социума), формируя в душе дух и практику личной творческой инициативы для созидания (!) себя, а затем и окружения, начиная с семейного и до вселенского радиуса, что тоже, по мнению многих ученых, необходимо для нормального развития разумных существ (нельзя вечно жить в Земной колыбели - Циолковский К.Э.), очень важная, во многом определяющая, часть жизни каждого.

Выводы

1.  Дальнейшее формирование, развитие и совершенствование системы, обеспечивающей и ответственной за здоровье каждого человека, но, с необходимостью и в первую очередь, опирающуюся на созидающую здоровье личностную и обеспечивающую ее социальную деятельность, без которых в принципе невозможно формирование и развитие действительного здоровья, ни личностного, ни социального, требует принятия-реализации ряда методологических решений и последующей реализации физиологических (закаливания организма на основе личностных решений и нужных для этого-такого поведения желания, знаний, умений, условий) и информационных технологий работы с инновационной информацией [9,10,12,14], ее авторами (отличающейся от новой информации, в определенном смысле, также, как кандидат в депутаты от уже выбранного депутата), организации их нормального функционирования. Система Здоровья Украины, как элемента интеллектуальных, творческих (исследовательских, созидательных, художественных), инновационных (социальных и личностных), экономических систем глобальной цивилизации, в большой степени зависит от осознания сущностей, возможностей и созидающей работоспособности инновационной культуры, остро необходимой для стимулирования и генерации, апробации, развития самых разных и лучших идей, ускорения внедрения в практическую жизнь всего необходимого спектра идей, инноваций, активизации, развития-совершенствования творческого и инновационного личностного и социального потенциалов. А с ними и состояния Здоровья во всех его проявлениях.

2.  Начальная инновационная форма идеи (инновации), предлагаемой для ее социализации или реализации, не всегда осознается социумом, конкретным экспертом и поэтому тем более необходима специальная организация, которая способна инициировать, социально собрать, распознать рациональное ядро и спрогнозировать первичные направления для повышения массовой инновационной культуры, необходимые для широкомасштабного использования всего спектра инновационной информации, но при этом с обязательной опорой и целеполаганием именно на добро и на здоровье ради добра, совершенствования, гармонического развития всех и каждого.

3.  Базовой основой для планомерного совершенствования деятельности в сфере здоровья является система и культура САНИ [9,10,12,13].

Список литературы, дополняющий изложенное

1.Джелали В.И, Бахарев А.М. О закаливании организма. Теория и практика (Социология, необходимость, возможность, методология, методика, методы закаливания)// Киев.-2010.-144с.

2.Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Гармония здоровья – гармония жизни// Материалы ІІІ Международной конференции «Вопросы валеологии и эниовалеологии». – Севастополь: СВЦ «Лаукар». – 2000. – С. 30-35. Переиздана –


3.Шиллер Ф. Статьи по эстетике. Философские письма//. – т. VI. – 1950. – М.-Л.: Гослитиздат. – С. 27-40. – 671с.

4. Джелали В. И., Кулиниченко В. Л Система физических упражнений индивидуального здравосозидания// Вiсник ХГУ iм. Каразiна.- №1043.- Серiя Валеологiя: Сучаснiсть i майбутнє.- вип.15.-Х: 2013.-С.85-91.-198с.

5. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Использование системы упражнений личностной здравосозидательной физической нагрузки в семейной медицине и валеологии (Статья 1)// Науково-практичний журнал мiжнародної громадської органiзацiї «Мiжнародна асоцiацiя «Здоров'я суспiльства».- «Здоров'я суспiльства» (Здоровье общества, Health of society).- К: 2014.- 3 том (№1,2).- С.50-63; Статья 2.- 4 том.- 2015.- С.93-105

6.Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Стресс и поисковая активность// Вопросы философии. – № 4. – М.:1979. – С. 117-127.

7. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Духовно-инновационные аспекты социальной адаптации пожилых и молодых людей// Укр. жур. медич. технiки i технологiї.– №3-4.– К.: 2005. – С. 15-24.

8.Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Союз пожилых людей и молодежи – важнейшее средство инновационно-нравственного развития человека и социума// Strategia supravietuirii din perspective bioeticii, filosofiei si medicinei. Culegere de articole stiintifice cu participare internationala, vol.3. – Chisinau. – 2013. – C. 130-133

9.Джелали В.И., Крысько М.А. Союз нерушимый людей пожилых, зрелых и умудренных и молодежи, ищущей и творчески активной, как важнейшее средство развития гражданского общества (http://innovation-dream.blogspot.com/2017/04/blog-post_13.html)

10. Джелали В.И.., Кулиниченко В.Л. Инновационная культура. Теоретические, технологические, нравственные и прикладные аспекты// ПП «Арктур – А».- К: 2015.- 280с.

11. Джелали В.И. О книге «Инновационная культура. Теоретические, технологические, нравственные и прикладные аспекты» (В.И.Джелали, В.Л.Кулиниченко) Инновациии.(журнал об инновационной деятельности).- С.-Петербург.-№01 (207).- январь.- 2016.- С.115-120.

12.Джелали В. Холодовой фактор в жизни человека// УЖМТТ.– К: №1. –1999. – С. 92-99. // Переиздана: Здоровье Украины.-№12, декабрь 1999г.- ВАЛЕОЛОГИЯ.-С.26-27// Переиздана: http://san-station.blogspot.com/2018/03/blog-post_53.html

13. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Инновационная информатика – сущность и структура// Мiжнародна конф. «Сучасна інформатика: проблеми, досягнення та перспективи розвитку (тези доповідей) (присвячена 90-річчю від дня народження акад. В.М. Глушкова).- К.: Інститут кібернетики ім. В.М. Глушкова НАНУ.- 2013.- С.224- 226.- 316с.

14. Джелали В.И. Об инновационной парадигме и позитивном использовании социального и личностного потенциалов// Инновации (журнал об инновационной деятельности).- С.-Петербург.- № 12 (218).- декабрь.- 2016.- С14-15

*   *   *

Features of the formation of personal-social system "Zdravosozidanie"
(actual and objectively required)

Dzhelali V.I, Kiev. "Vladimir Dzhelali" dzelali@ukr.net


Annotation. Shown the peculiarities of the state and the required development of health-related activities, which will be capable of ensuring active creation of health by everyone and everyone, and the need to accelerate its development to overcome the systemic crisis of our country and the world as a whole. The author suggests ways and means that would allow to fundamentally improve the health-building component of a person and society's lives, to exit it from the stage of a permanent deterioration in the quality of public health.

Keywords: Health culture, health creation, systemic completeness, innovative culture, active morality, zakalivanie (increase of body resistance), active health

*   *   *

Дополнительная литература (к Введению и Состоянию сферы Здоровье)

1. Джелали В.И. Инновационная культура САНИ – основа и главное средство нравственной культуры// Матер. III-го Мiжнарод. cимпозiуму з бiоетики (Глобальна бiоетика: сучаснi вимiри, проблеми, рiшення). – К.: Сфера.- 2004. – С. 67–69.-200с.

2. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Моисеенко В.В. Инновационная культура – основа, движитель и определитель направления и качества развития социума и личности// Винахiдник i рацiоналiзатор.- К.: -2002.- №4.- С. 5-11.

3.Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Инновации и здоровье (предварительное исследование проблемы)// Кибернетика и вычислительная техника. – К.: 2004. – №143. – С.23-34

4. Джелали В. И., Кулиниченко В. Л. Инновационная культура и здоровье// Кибернетика и вычислительная техника.- вып. №150.- 2006. – С. 88-104.

5. В. Джелали О комфортизме// Тези доповідей н.-пр.конференції «Санологія в практиці сімейного лікаря».- МОЗ, НМАПО ім. П.Л. Шупика.- К.: 2007.- С. 47-50.

6. Джелали В. И., Кулиниченко В. Л. Об основах сферы здравосозидания// Укр.- ский журнал медичної технiки i технологiї. – №3. – К.: 2006. – С. 45-50.

7. Джелали В.И. Об основных особенностях сферы здравоозидания// Актуальнi питання сучасноï бiомедичноï етики та деонтологiï.- Матер. наук.-практ. семiнару (ИМТ АМН Украины, НМАПО им. Шупика).- К: -2011.- С.9-10.

8. Джелали В. И., Кулиниченко В. Л Система физических упражнений индивидуального здравосозидания// Вiсник ХГУ iм. Каразiна.- №1043.- Серiя Валеологiя: Сучаснiсть i майбутн.- вип.15.-Х: 2013.-С.85-91.-198с.

9. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Стратегические пробелы в сфере здоровья (Отсутствующие, стратегически важные составляющие, определяющие кризисное личностное и социальной состояние в сфере здоровья)// Матер. ХІІ міжн.-ї наук.-практ.-ї конф.- ХНУ ім В.Н. Каразіна.- Х. – 2014.- С.45-49.

10. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Проблемы и возможности социального и индивидуального здоровья// Тези доповідей Х Міжнародної н.-пр. конф. «Валеологія: сучасний стан, напрямки та перспективи розвитку». МОНМС, ХНУ м. Каразіна, УАВ.-Х:.- 2012.- С.13-15.-243с

11. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Духовно-инновационные аспекты социальной адаптации пожилых и молодых людей// Україн. журнал медичної технiки i технологiї. – №3-4. – К.: 2005. – С. 15-24.

12. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Союз пожилых людей и молодежи – важнейшее средство инновационно-нравственного развития человека и социума// Strategia supravietuirii din perspective bioeticii, filosofiei si medicinei. Culegere de articole stiintifice cu participare internationala, vol.3. – Chisinau. – 2013. – C. 130-133

13. В. Джелали Методологические и организационные пробелы в современной медицинской деятельности// Трансформацiя медицини, медичного знання: фiлософськi та методологiчнi аспекти.- Видавництво «Сфера».- 2008.- К: С.28-31.- 83с.

14. Джелали В.И. Праздник Прометея – цвет высшего духа ХХI в.// Журналист. – №№ 44, 45. – Х.: 1997

15. Джелали В. И., Ермаков И. И. Праздник Прометея – цвет высшего духа ХХI века// Iмiдж школи на порозi ХХI столiття (практично зорiєнтований посiбник) – К.:1999. – ч. II. – С.17–41// Переиздана: Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология.- Международный научно-практический журнал.- К: 2015.- №3 (147).- С.52-60 // И еще: Режим доступа http://russmir.info/kul/742-cvet-vysshego-duxa-xxi-veka.html

16. Джелали В.И. К решению проблем стратегии личностного и социального развития// Матер. IV мiжнарод. н.-пр. конф. «Марксiзм та сучаснiсть: полiтекономiчний, фiлософский та соцiологiчний вимiри глобальної кризи» (до сторiччя виходу книги Рози Люксембург «Накопичення капiталу»).- НТТУ «КПI».- К: 2013.-С.59-62.- 250с

2 комментария:

  1. Поддерживаю автора, Джелали Владимира Ивановича, в его суждениях по поводу здравосозидания. Я сам, будучи в детстве нездоровым ребенком (врачи при моем рождении предрекали мне скорую смерть) с помощью закаливания и умеренной физкультуры с 14 лет к 18 годам избавился от мучающих меня постоянно хронического тонзелита, порока сердца с нарушением работы сердечных клапанов. Продолжая закаляться всю жизнь и выполняя утреннюю физзаряку, которой до сих пор ежежневно уделяю 35-40 минут, до сих пор (мне 74 года) сохраняю иммунитет против простудных заболеваний, сохраняю подвижный активный образ жизни, несмотря на варикозное расширение вен и тромбофлебит на ногах, который сопровождает меня с 13 лет. Ковид-19 меня обходит стороной, хотя я совсем не применяю средств защиты против него.

    ОтветитьУдалить
  2. Терпение и Труд, как говорится. Сил, Здоровья, Вдохновения и Удачи!

    ОтветитьУдалить