КОНТАКТЫ

суббота, 3 июля 2021 г.

Особенности формирования личностно-социальной системы «Здравосозидание»


Аннотация


Показаны особенности состояния и требуемого развития здравосозидательной деятельности, способной обеспечить активное созидание здоровья всеми и каждым лично, необходимость ускорения ее становления, для выхода из системного кризиса нашей страны и мира в целом. Предложены пути и средства принципиального совершенствования здравосозидающей составляющей жизни человека и социума, выхода ее из стадии постоянного ухудшения качества здоровья населения

Ключевые слова: Культура здоровья, здравосозидание, системная полнота, инновационная культура, активная нравственность, закаливание, активное здоровье

Введение

Перед Нами стоит Задача чрезвычайной важности (по срочности и значимости) – научить(ся) и создать возможность для человека стать Человеком. И это Задача всех – как общецивилизационная (или жизнь-развитие¹ - или загнивание-самоуничтожение, причем не исключено и всего живого), так и буквально каждого, всех без исключения. Тем более, что если творчество все-таки в чем-то носит, по крайней мере, пока, избирательный характер, то инновационный процесс – требует участия всех: от «бабки» до «мышки» и совершенно невозможно заранее сказать, кого можно исключить из него без существенных потерь. И здоровье - тоже дело каждого…, и всех вместе.

Эта задача, основа, стержень и базовое средство развития любой личности и любого социума - трехглавый «дракон»: – Нравственность (активное добро²) [1] – Здоровье (активное, личностно-социально созидающее) – Инновационная культура, средства и деятельность.

¹«Цель всякого изменения, если оно сообразно природе вещей, состоит в том, чтобы реализовать в каждом организме идеал его рациональной сущности», И.Пригожин

² «Тому, кто не овладел наукой (добавим - и делом – Дж.) добра, всякая иная наука вредит». М. Монтень. И еще: «Для того, чтобы зло восторжествовало, нужно совсем немного: чтобы добрые люди ничего не делали. Д.Кук (известный английский ученый, 2000г)

Они предназначены для обеспечения и работы с творческим, активным инновационным и нравственным потенциалом социума и личности, и их результатами. Именно инновационная культура [2], по большому счету, определяет цели, средства и курс личного и социального движения [3,4]. Ведь каковы инновации – таково и будущее!¹.

Эта трехглавая основа личностной и общественной жизни-деятельности-организации, в первую очередь определяет лицо и его цивилизационные интересы, результаты-возможности, самую возможность существования. Поэтому вопрос стоит так: или мы создадим и своевременно освоим эту базу Человеческого существования-жизнедеятельности, причем на объективно и исторически обусловленной системно полной основе, обеспечив т.о. расцвет Жизни всех и каждого, Природы, либо лезвия ножниц, одно их которых - технологии, все более осваивающие основы Жизни и второе лезвие, отрицающее действительную мораль, перережут пуповину Жизни. А они постоянно, многопланово и ускоренно сближаются [5].

Причем формирование культуры Здоровья (с необходимостью предполагающей личное творчество и культуру восприятия нового – инновационную культуру и работы с их позитивной, созидающей составляющей), как культуры созидания сначала себя, а затем, на этой основе и сформировавшейся т.о. традиции, привычке, и Созидания всего, что данную личность окружает, является важнейшей, нередко – исходной, составляющей первоочередных задач, решение которых во многом, а скорее в главном, определяет становление и развитие личности (как цель и основное средство прогресса), а с ней и всего остального.

Состояние сферы Здоровье.

Несмотря на то, что начало ее формирования относится еще ко ¹Как говорится: что посеешь – то пожнешь!

временам древней Греции, родившей великое понятие гармонии, а затем и, поражающие до сих пор результаты (Шиллер, Шредингер, Вернан, Ф. Зелинский, Л. Мештерхази,…), однако в последующие времена она практически не развивалась и, более того, скорее увядала. Это особенно заметно при сравнении ее с достигнутым уровнем развития спорта и медицины-здравоохранения. Начатое в конце ХХ века развитие науки о здоровье (валеологии), по нашему мнению, как и любая исследовательская составляющая Науки, совершенно естественно, совершенно недостаточно интересуется своей созидающей составляющей – технологией-техникой, психологией, нравственностью, экономикой и организацией как личностной, так и социальной сторонами закаливания организма (формирования и развития-сохранения здоровья). И родовое пятно – многие валиологи, энтузиасты этого важного движения, включая и, много сделавшего для развития и становления науки о здоровье, д.м.н. Апанасенко Г.Л., родом из спорта, а не из практики формирования и развития именно здоровья организма, деятельности и духа, как гармоничного целого. Что дало значительный крен в их исследованиях и наработках. Эти пробелы должно заполнить здравосозидание, которое иначе неспособно выполнить свою задачу-функцию. Её методология, подходы должны быть системно полными и характеризоваться постоянным стремлением к поиску и устранению найденных «ахилессовых пят» в своей деятельности, структуре, организации и технологиях работы, жизни. Этот термин предложил известный белорусский физиолог Н.Аринич. Такой подход нам представился конструктивным, наиболее полно отвечающим задаче нашего времени и, поэтому, способным синтезировать все необходимые составляющие в единую функционально работоспособную систему . В развитие и наполнение этого понятия был опубликован ряд работ [6-17], продолжением которых является и данная статья. С тем, чтобы показать еще ряд «ахиллесовых пят» современного состояния и необходимость, актуальность и возможность иных основ, для созидания давно требуемой жизнью системы «Здоровье».

Об основах системы «Здоровье».
Состояние сегодня и требуемое завтра.

Физиологическая составляющая культуры здоровья, во многом определяющая и все остальное, формируется на основе соответствующих методологии, методик, методов, приемов и упражнений способных обеспечить необходимый уровень, качество и продолжительность здоровья, нужные человеку, в соответствии с жизненными целями, задачами и возможностями, личностными и социальными. Но в отличие от культа (здоровья) – культура здоровья не считает здоровье главной целью жизни, самоцелью, так, что практически все свободное время уходит на развитие физических качеств. Правда, обычно, и тут, как и во всем, как сейчас принято абсолютным большинством, царствует односторонность («пазловость»), присущая, например, спорту, связанная со стремлением превзойти какие-то, чьи-то результаты, победить. А, следовательно, и стремление к максимизации нагрузки на более или менее узкий спектр органов и мышц. В то время как культура здоровья, стремящаяся к гармонии всех органов и систем, «вынуждена» искать необходимый минимум нагрузки и затрат времени, требуемых для каждой из составляющих организм частей, для формирования, развития и сохранения нужного уровня и качества здоровья [1-4]. Более того – действительная культура, в том числе, конечно, и культура здоровья, с необходимостью нуждается и в созидающей творческой и/или инновационной личной и социальной составляющей деятельности-жизни. Иначе – зачем Человеку здоровье?

Интересно сравнить - в языке гражданина древнегреческого полиса эпитеты “большой”, “великий», “превосходный” и т.п. не звучали, ибо в античной Греции предпочитали умеренность во всем. Идеалы умеренности и целостности (системной, качественной полноты – говоря современным языком) оказывали влияние на все стороны жизни и позволяли стремиться к общему, цельному совершенствованию. Это и было одной из важнейших причин высоких ступеней развития греческого народа, политики, искусства, философии и науки (Ж.-П.Вернан), которые остаются непревзойденными образцами до настоящего времени. Это относится и к сочетанию телесного и духовного, физической и духовной культуры человека. Выдающимися образцами такого гармонического синтеза являются исторические фигуры Аристотеля, Гиппократа, Пифагора,…; Аполлона Бельведерского и Венеры Милосской - в искусстве. Идеалы умеренности позволили грекам создать уникальную, но и не только неповторимую культуру. Они позволили достичь вершин, которые надо еще осваивать нашим и будущим временем. Умеренность и целостность (голографичность), определяемые поисками личной и социальной гармонии, активная ее реализация во всех видах деятельности, не потеряла своей актуальности в современном обществе, обществе массового потребления. Более того, становится все острее, актуальней'. Поэтому, все более ярко и требовательно вырисовывается необходимость, актуальность организации Возрождения-2. Тем более, что первое Возрождение, очень многое сделавшее для прогресса нашей цивилизации, все же во многом, принципиально важном, исказило достижения великой греческой культуры, которые были и остаются принципиально важными для современности [3],

'Эффект «ахилессовой пяты», когда он не учтен, когда не желают его видеть, искать этот пробел, воспринимать предлагаемое радикально более полное представление об исследуемом, созидаемом, управляемом (а к тому же, при этом, с постоянным желанием свести к чему-то одному, главному, при таком же стремлении буквально обнулить остальные составляющие) объекте, требуемое законами жизни и развития систем, включая и человека, его организм, психику, особенно с многолетним (для личности, семьи)/многовековым (для общества, цивилизации) накоплением, рано или поздно, но всегда катастрофичен.

для обеспечения возможности достойной жизни всем и каждому, в плане реализации в каждом его рациональной сущности (И.Пригожин). Ведь каждый из нас обладает широчайшим спектром талантов. Но, если вместе – семейно, коллективно, социально и личностно, не обеспечим и такой уровень деятельности, который иначе, зачастую, в силу нашего неумения, отсутствия возможности организовать и работать с огромным массивом творческих результатов и их авторов, а порой и нежелания, находить, растить и реализовывать (причем не только таланты, но и достижения, даже уже полученные, на основе этих возможностей человека), остаются неизвестными, ни их обладателю, ни социуму.

Еще одна методологически важная основа созидания здоровья. Нельзя не согласиться с Ф. Ф.Эрисманом и проф. Грубером, утверждавшими, "... что разумный человек для того, чтобы довести свой организм до полного развития физических, умственных и нравственных сил, и для сохранения его на этой высоте, не нуждается в беспощадной борьбе за существование, а достигает этой цели гораздо более мягкими средствами - закаливанием и укреплениями". (Ф.Ф.Эрисман "Избранные произведения", т.1, 1959 г.). Эта важнейшая основа, ныне практически не работающая, что во все большей мере снижает уровень и качество здоровья большинства, тем более ориентирующегося и на пассивное отношение к своему (и близких, сотрудников) здоровью, и на надежду, основанную исключительно на возможностях медицины. В результате болезни молодеют, а тело становится все более дряблым. Тем более, что жизнь все более лишает профессиональную и жизнеобеспечивающую деятельность возможности хотя бы минимально необходимой физической нагрузки. Заметим - Герцен точно сказал: "Полноте презирать тело, полноте шутить с ним! Оно мозолью придавит ваш бодрый ум и на смех гордому вашему духу докажет его зависимость от узкого сапога". Методологически очень верно, и это важно, сказал легендарный

А. Маресьев (в последнем интервью – 2001 г.): я глубоко убежден, что когда парень или девушка делают утром физзарядку и обтирание холодной водой, и, победив себя, возьмутся за учебники, то рождается мужество, куется характер. Рождаются качества героя, (Замечу - так нужного сейчас в любой сфере деятельности).

Время сейчас трудное и особо не простое. Но методология созидания Здоровья носит и стратегический характер - это её обязательная составляющая. Она, как и цели, явление долгосрочное, если, конечно, системно полно удовлетворяет объективным требованиям развития и сохранения жизни всех вместе и каждого в отдельности. Поэтому должна работать на созидание, на совершенствование личностное и социальное. Иначе она просто не нужна и, более того, как показал исторический опыт, может быть чрезвычайно опасной. В самом деле, как уже было отмечено, что если не овладеть наукой и делом добра, всякая иная, такая наука не только вредит, но и становится самой опасной угрозой для жизни.

И тут уместно вспомнить слова известной песни: «Нам года – не беда, если к цели стремимся большой! Оставайтесь друзья молодыми, никогда!, никогда!, никогда не старейте душой!» В этом плане важно суметь объединить, организовать, само и социально обеспечить, развивать-реализовывать, взаимно дополняя, потенциалы пожилых (творческие результаты, инновационный потенциал, т.е. то огромное богатство активно прожитой жизни, которое, зачастую, во многом остается недоразвитым и нереализованным, на что обратило внимание и ЮНЕСКО) и молодежи (поисковый, генетически ей присущий) [5 -11], работа с которым способна наполнить все этапы жизни не только поисковой активностью, смыслом и содержанием жизни. Но и, благодаря этому, как показали Ротенберг В.С. и Аршавский В.В.[6], такая увлеченность помогает несравненно лучше, или даже безболезненно, переносить даже продолжительные стрессы высокого уровня.

Однако культура созидания здоровья радикально отличается от культуры здравоохранения. От ее культуры работы с пациентами, которая задается, формируется и развивается специалистами-врачами, и целью которой является избавление от болезни и восстановление здоровья до состояния, предшествовавшего болезни, причем, обычно, средствами искусственного характера и, следовательно, с вероятными нежелательными последствиями. Причем процесс идет по решению и под жестким контролем врача, как ответственного за результат. В отличие от того, что основными задачами здравосозидания (в личном плане) являются: - развитие здоровья до более высоких состояний, обеспечивающих бо'льшую физиологическую устойчивость и в более широком диапазоне нагрузок. Но, заметим, закаливающие нагрузки должны быть в пределах, которые имеют место в естественных условиях, в обычной трудовой жизни. Овладение более высокими возможностями – это уже сфера спорта и специальных профессий. Это тоже иная сфера, где речь идет не о Гармонии, а о том, что нужно кого-то превзойти-победить и поэтому результат достигается, зачастую, уже за счет здоровья! А не для здоровья; - обеспечение выхода из ситуации «околоболезни» не медикаментозными средствами, а, преимущественно, с помощью вариации физических нагрузок. В частности, в случае сбоев, случающихся при освоении культуры созидания здоровья, познания возможностей и особенностей своего организма, т.е. освоения определенных методологий, методик, методов, и для выхода из происходящих при этом, возможных, соответствующих сбоев по тем или иным причинам, и особенностям реакции своего организма. Далее: организация реализации выбранных средств и путей, принятых для решения этих задач, принципиально отлична – тут сама личность и выбирает¹ нужный ей вариант, с учетом своих возможностей и целей, и реализует, контролирует процесс, и отвечает за его результаты [1]. 

Конечно, не исключена и возможность консультирования специалистами (хотя остается вопрос – насколько они сами регулярно, грамотно и активно реализуют необходимую составляющую комплекса закаливания организма, нужного для здоровья), но, даже и тогда, все-таки, решающее слово, выбор действия остается за личностью. Особенно в случае малого потенциала здоровья, особенно, когда переход в страну Здоровья, скажем у больных туберкулезом, сродни движению по канату над пропастью разной глубины, но все же опасной. И тут вряд ли помогут советы типа «чуть быстрей-медленней, левей-правей, больше-меньше»… Это уже больше на «личной совести» - это дело ума, организованности и умения каждого. Этот яркий и точный образ принадлежит моему другу (тогда дипломнику, а сейчас д.т.н., проф., заслуженному деятелю науки и техники Украины), заболевшему туберкулезом и чувствовавшим себя на грани жизни-смерти. Судя по письмам, ему таки помогли мои призывы закаливаться и мой наглядный, впечатлявший опыт (ходил в одной рубашке круглый год, но, конечно, перед этим, за три года, основательно закалившись, так что мне больше и не нужно было, да и не было никакого риска), и потом – уже всю жизнь и поныне – закаляется, делает по утрам зарядку, сохраняя, т.о., творческую и душевную энергию. Т.е. процесс в целом определяется самой личностью и ее ближайшим окружением, их возможностями и культурой – общей и

¹Из известного ей, личности, множества, кстати, представляемого ей социумом. И это важнейшая задача и ответственность социальной составляющей сферы здоровья, всего социума, очень важная для созидания здоровья. Более того, как показал эксперимент, проведенный в Институте кибернетики, большинство сотрудников, высокопрофессиональных по работе, хорошо знают виды спорта, но практически не знают «видов здоровья», многообразия даже весьма известных систем конкретной – здравосозидательной. Но такой, сугубо личностный подход, нередко определяет-рождает и результаты, имеющие и большое общее значение. Т.к. любая индивидуальность и опирается, и способна генерировать нечто общее. Поэтому в процессе такого развития, и в соответствующей деятельности возникают важные-нужные результаты, как для другой конкретной личности (что очень важно инновационно, социально-экономически, семейно и исторически), так и для общества. 

Но их социализация, возможности более широкого использования полученных (в одиночку) результатов (знаний, умений, опыта, средств достижения человечности - личностной и социальной), очень непростое дело. Однако без этого невозможно раскрытие всего богатства талантов человеческой натуры и земного потенциала, особенно во всей красоте и гармонии. Особенно, если учитывать, что нет и предвидится создание специальных научных и конструкторских организаций, занимающихся проблемами именно физической культуры (а не спорта и бизнеса) и здоровья. К тому же, даже их наличие в принципе не исключает необходимость индивидуального поиска и апробации получаемых результатов подобного рода, основанных на личном поиске и ответственности за результаты. 

В частности, мне, разные люди неоднократно говорили, чтобы я бросил заниматься закаливанием, т.к. рано или позже, но таки простужусь. И это плохо кончится. Однако, 64-летний опыт не только доказал обратное, но и позволил получить целый ряд очень важных результатов, которые высоко оценили акад. Н.М.Амосов, акад. А.А. Шалимов, д.м.н А.К.Подшебякин, д.филос.н. В.Л.Кулиниченко, к.м.н. А.М.Бахарев, д.м.н. А.А.Попов, д.м.н. Г.Л.Апанасенко и были опубликованы в 23 работах (некоторые переизданы другими изданиями). Однако, как было уже сказано, реализация их, несмотря на высокую социальную значимость (и Н.Амосов, и А.Шалимов сказали, что «их давно ждет читатель», а Н.Амосов, уже в 90-х годах, начал, после очередной встречи с ним, закаляться, хотя в начале беседы и говорить об этом не хотел) далеко не соответствует объективным требованиям жизни большинства людей и социума в целом [1,11].

Конечно, достичь некоторых из своих вершин порой удается и при буквально минимуме здоровья. Но при условии наличия необходимых социальных условий и внутренней высокой стойкости духа. Однако, интегральный талант, личный и социальный, рождается все же в союзе-сплаве ума, знаний-умений, духовной полноты и чистоты (нравственности), физического здоровья. При этом созидание здоровья, особенно на этапе становления личности (да и социума), формируя в душе дух и практику личной творческой инициативы для созидания (!) себя, а затем и окружения, начиная с семейного и до вселенского радиуса, что тоже, по мнению многих ученых, необходимо для нормального развития разумных существ (нельзя вечно жить в Земной колыбели - Циолковский К.Э.), очень важная, во многом определяющая, часть жизни каждого.

Выводы

1. Дальнейшее формирование, развитие и совершенствование системы, обеспечивающей и ответственной за здоровье каждого человека, но, с необходимостью и в первую очередь, опирающуюся на созидающую здоровье личностную и обеспечивающую ее социальную деятельность, без которых в принципе невозможно формирование и развитие действительного здоровья, ни личностного, ни социального, требует принятия-реализации ряда методологических решений и последующей реализации физиологических (закаливания организма на основе личностных решений и нужных для этого-такого поведения желания, знаний, умений, условий) и информационных технологий работы с инновационной информацией [9,10,12,14], ее авторами (отличающейся от новой информации, в определенном смысле, также, как кандидат в депутаты от уже выбранного депутата), организации их нормального функционирования. Система Здоровья Украины, как элемента интеллектуальных, творческих (исследовательских, созидательных, художественных), инновационных (социальных и личностных), экономических систем глобальной цивилизации, в большой степени зависит от осознания сущностей, возможностей и созидающей работоспособности инновационной культуры, остро необходимой для стимулирования и генерации, апробации, развития самых разных и лучших идей, ускорения внедрения в практическую жизнь всего необходимого спектра идей, инноваций, активизации, развития-совершенствования творческого и инновационного личностного и социального потенциалов. А с ними и состояния Здоровья во всех его проявлениях.

2. Начальная инновационная форма идеи (инновации), предлагаемой для ее социализации или реализации, не всегда осознается социумом, конкретным экспертом и поэтому тем более необходима специальная организация, которая способна инициировать, социально собрать, распознать рациональное ядро и спрогнозировать первичные направления для повышения массовой инновационной культуры, необходимые для широкомасштабного использования всего спектра инновационной информации, но при этом с обязательной опорой и целеполаганием именно на добро и на здоровье ради добра, совершенствования, гармонического развития всех и каждого.

3. Базовой основой для планомерного совершенствования деятельности в сфере здоровья Украины является система и культура САНИ [9,10,12,13].

Список литературы

1.Джелали В.И, Бахарев А.М. О закаливании организма. Теория и практика (Социология, необходимость, возможность, методология, методика, методы закаливания)// Киев.-2010.-144с.

2.Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Гармония здоровья – гармония жизни// Материалы ІІІ Международной конференции «Вопросы валеологии и эниовалеологии». – Севастополь: СВЦ «Лаукар». – 2000. – С. 30-35. Переиздана –


3.Шиллер Ф. Статьи по эстетике. Философские письма//. – т. VI. – 1950. – М.-Л.: Гослитиздат. – С. 27-40. – 671с.

4. Джелали В. И., Кулиниченко В. Л Система физических упражнений индивидуального здравосозидания// Вiсник ХГУ iм. Каразiна.- №1043.- Серiя Валеологiя: Сучаснiсть i майбутнє.- вип.15.-Х: 2013.-С.85-91.-198с.

5. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Использование системы упражнений личностной здравосозидательной физической нагрузки в семейной медицине и валеологии (Статья 1)// Науково-практичний журнал мiжнародної громадської органiзацiї «Мiжнародна асоцiацiя «Здоров'я суспiльства».- «Здоров'я суспiльства» (Здоровье общества, Health of society).- К: 2014.- 3 том (№1,2).- С.50-63; Статья 2.- 4 том.- 2015.- С.93-105

6.Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Стресс и поисковая активность// Вопросы философии. – № 4. – М.:1979. – С. 117-127.

7. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Духовно-инновационные аспекты социальной адаптации пожилых и молодых людей// Укр. жур. медич. технiки i технологiї.– №3-4.– К.: 2005. – С. 15-24.

8.Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Союз пожилых людей и молодежи – важнейшее средство инновационно-нравственного развития человека и социума// Strategia supravietuirii din perspective bioeticii, filosofiei si medicinei. Culegere de articole stiintifice cu participare internationala, vol.3. – Chisinau. – 2013. – C. 130-133

9.Джелали В.И., Крысько М.А. Союз нерушимый людей пожилых, зрелых и умудренных и молодежи, ищущей и творчески активной, как важнейшее средство развития гражданского общества (http://innovation-dream.blogspot.com/2017/04/blog-post_13.html)

10. Джелали В.И.., Кулиниченко В.Л. Инновационная культура. Теоретические, технологические, нравственные и прикладные аспекты// ПП «Арктур – А».- К: 2015.- 280с.

11. Джелали В.И. О книге «Инновационная культура. Теоретические, технологические, нравственные и прикладные аспекты» (В.И.Джелали, В.Л.Кулиниченко) Инновациии.(журнал об инновационной деятельности).- С.-Петербург.-№01 (207).- январь.- 2016.- С.115-120.

12.Джелали В. Холодовой фактор в жизни человека// УЖМТТ.– К: №1. –1999. – С. 92-99. // Переиздана: Здоровье Украины.-№12, декабрь 1999г.- ВАЛЕОЛОГИЯ.-С.26-27// Переиздана: http://san-station.blogspot.com/2018/03/blog-post_53.html

13. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Инновационная информатика – сущность и структура// Мiжнародна конф. «Сучасна інформатика: проблеми, досягнення та перспективи розвитку (тези доповідей) (присвячена 90-річчю від дня народження акад. В.М. Глушкова).- К.: Інститут кібернетики ім. В.М. Глушкова НАНУ.- 2013.- С.224- 226.- 316с.

14. Джелали В.И. Об инновационной парадигме и позитивном использовании социального и личностного потенциалов// Инновации (журнал об инновационной деятельности).- С.-Петербург.- № 12 (218).- декабрь.- 2016.- С14-15

Дополнительная литература (к Введению и Состоянию сферы Здоровье)

1. Джелали В.И. Инновационная культура САНИ – основа и главное средство нравственной культуры// Матер. III-го Мiжнарод. cимпозiуму з бiоетики (Глобальна бiоетика: сучаснi вимiри, проблеми, рiшення). – К.: Сфера.- 2004. – С. 67–69.-200с.

2. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Моисеенко В.В. Инновационная культура – основа, движитель и определитель направления и качества развития социума и личности// Винахiдник i рацiоналiзатор.- К.: -2002.- №4.- С. 5-11.

3.Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Инновации и здоровье (предварительное исследование проблемы)// Кибернетика и вычислительная техника. – К.: 2004. – №143. – С.23-34

4. Джелали В. И., Кулиниченко В. Л. Инновационная культура и здоровье// Кибернетика и вычислительная техника.- вып. №150.- 2006. – С. 88-104.

5. В. Джелали О комфортизме// Тези доповідей н.-пр.конференції «Санологія в практиці сімейного лікаря».- МОЗ, НМАПО ім. П.Л. Шупика.- К.: 2007.- С. 47-50.

6. Джелали В. И., Кулиниченко В. Л. Об основах сферы здравосозидания// Укр.- ский журнал медичної технiки i технологiї. – №3. – К.: 2006. – С. 45-50.

7. Джелали В.И. Об основных особенностях сферы здравоозидания// Актуальнi питання сучасноï бiомедичноï етики та деонтологiï.- Матер. наук.-практ. семiнару (ИМТ АМН Украины, НМАПО им. Шупика).- К: -2011.- С.9-10.

8. Джелали В. И., Кулиниченко В. Л Система физических упражнений индивидуального здравосозидания// Вiсник ХГУ iм. Каразiна.- №1043.- Серiя Валеологiя: Сучаснiсть i майбутн.- вип.15.-Х: 2013.-С.85-91.-198с.

9. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Стратегические пробелы в сфере здоровья (Отсутствующие, стратегически важные составляющие, определяющие кризисное личностное и социальной состояние в сфере здоровья)// Матер. ХІІ міжн.-ї наук.-практ.-ї конф.- ХНУ ім В.Н. Каразіна.- Х. – 2014.- С.45-49.

10. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Проблемы и возможности социального и индивидуального здоровья// Тези доповідей Х Міжнародної н.-пр. конф. «Валеологія: сучасний стан, напрямки та перспективи розвитку». МОНМС, ХНУ м. Каразіна, УАВ.-Х:.- 2012.- С.13-15.-243с

11. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Духовно-инновационные аспекты социальной адаптации пожилых и молодых людей// Україн. журнал медичної технiки i технологiї. – №3-4. – К.: 2005. – С. 15-24.

12. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. Союз пожилых людей и молодежи – важнейшее средство инновационно-нравственного развития человека и социума// Strategia supravietuirii din perspective bioeticii, filosofiei si medicinei. Culegere de articole stiintifice cu participare internationala, vol.3. – Chisinau. – 2013. – C. 130-133

13. В. Джелали Методологические и организационные пробелы в современной медицинской деятельности// Трансформацiя медицини, медичного знання: фiлософськi та методологiчнi аспекти.- Видавництво «Сфера».- 2008.- К: С.28-31.- 83с.

14. Джелали В.И. Праздник Прометея – цвет высшего духа ХХI в.// Журналист. – №№ 44, 45. – Х.: 1997

15. Джелали В. И., Ермаков И. И. Праздник Прометея – цвет высшего духа ХХI века// Iмiдж школи на порозi ХХI столiття (практично зорiєнтований посiбник) – К.:1999. – ч. II. – С.17–41// Переиздана: Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология.- Международный научно-практический журнал.- К: 2015.- №3 (147).- С.52-60 // И еще: Режим доступа http://russmir.info/kul/742-cvet-vysshego-duxa-xxi-veka.html

16. Джелали В.И. К решению проблем стратегии личностного и социального развития// Матер. IV мiжнарод. н.-пр. конф. «Марксiзм та сучаснiсть: полiтекономiчний, фiлософский та соцiологiчний вимiри глобальної кризи» (до сторiччя виходу книги Рози Люксембург «Накопичення капiталу»).- НТТУ «КПI».- К: 2013.-С.59-62.- 250с


Джелали В.И.


Комментариев нет:

Отправить комментарий