КОНТАКТЫ

суббота, 3 июня 2023 г.

ВАЖНЫЙ ФАКТОР



ДОСУГ КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

«В каждом человеке есть солнце. Только позвольте ему светить». Сократ

Понятие досуга является самым важным в социологии, педагогике и эстетике [1]. В предложенной статье проанализировано значение досуга в широком смысле и предложено системное представление о нем как об активно инициативной деятельности и значимой составляющей жизни, а также о создании для него необходимых условий. Досуг выступает одним из показателей, средств и методов реализации свободы человека и общества, поскольку гармония личного и коллективного определяет его содержание. В базовых сферах морального, экономического, исследовательского, творческого, инновационного, здравоохранения – досуг становится не только всеобъемлющим компонентом, объединяющим и обеспечивающим деятельность, направленную на добро, она также формирует смысл жизни личности и общества [2]. Размышления о значении проведения свободного времени для развития личности содержатся уже в трудах Аристотеля, считавшего отсутствие досуга в Спарте важнейшей причиной ее упадка [3-4]. Мыслитель ценил досуг как свободную деятельность ради свободы, то есть выполненную по зову души и разума. Он считал, что осуществление творческой цели предполагает наличие досуга, а его отсутствие является признаком сохранения рабства. Это значимый вывод из жизни ученого, очень богатого высшими творческими результатами. В этике Дж. Бруно [4] прослеживается разработка и избрание целей, средств и условий развития активно-инициативного, нравственного человека и общества на основе отрицания рабовладения, а также стремление создать условия появления "Солнца" для каждого (по Сократу) [1]. Для правильного представления о целях, задачах и функциях досуга личности и общества, их текущей жизнедеятельности, стратегии развития и будущего, чрезвычайно важные взгляды и результаты Дж. Бруно, который предложил эффективное понятие нравственного субъекта, как человека, воплотившего в своем лице богатство общественных способностей и сладостей. Любящий человек у Дж. Бруно стремится разорвать жесткую социальную иерархию, круг вечного поиска богатства и других драгоценностей, и направлен на новый общественный синтез. 

В контексте такого понимания отношений между моральным характером субъекта и его предметным поведением следует рассматривать понятие труда у Дж. Бруно, суть которого заключается не в деятельности по получению средств на жизнь, а в свободной самодеятельности человека. Особенно важна организация и социально-личное обеспечение инновационной, деятельности с досуга для инициативной научной работы вне научных организаций. Академик В.И. Вернадский отмечал огромное, неоценимое значение и ведущую роль творческих личностей в развитии научных знаний [5] Хотя иногда бывает, что более существенным является полученный автором результат для развития научной отрасли, то вернее рукопись будет отклонена рецензентом как ничтожная (неверная, неактуальная и т.д.— Авт.) и, следовательно, неинтересная, если она придерживается другой, чем существующая, точки зрения на перспективы развития[6]. ЕСТЬ В. Ильенков подчеркивал, что наука – это только «просвещенный референт-ответчик» при действительном «создателе истории», которого понимают как действительный конкретно-исторический «ансамбль» всех индивидов, реально творящих жизнь, и кому необходимо гарантировать условия для поиска истины [7] .

Относительно проблем досуга, интересны рассуждения Э. Тоффлера («Шок будущего»), который отмечал, что актуальна драматическая переоценка направлений изменений, которую делают не политики, социологи, духовенство, революционная элита, техники или ректоры колледжей, а все люди вместе. Инновационная деятельность предшествует творческой и сопровождает ее, осуществляя сочетание автора и идеи , их совместное развитие Творческая деятельность, как форма досуга, исторически оказалась менее осознанной, оцененной и развитой, чем искусство и научные исследования природы и человека. Это привело, несмотря на эпоху Ф. Бэкона и последовавшую за ней научно-техническую революцию к вырождению понимания того, что такое техника, устройство. Такая ситуация понятна, поскольку создание техники требует принципиально иных целей, интересов, знаний, умений, в том числе и социальных - творческого поиска, инициативы и ответственности создателя. Ведь раб никакой ответственности не несет и творить не может, действуя только по приказу. К настоящему акту творения способен только свободный человек. Поэтому организация Центров досуга приобретает ключевое значение, особенно таких их сфер, как инновационно-нравственная, добродетельная, реализация не только выгодных на текущий момент, но и перспективных стремлений [8-9].

ЛИТЕРАТУРА

1. Кессиди Ф.Х. К стокам греческой мысли.- Изд-во «Алетейя». - С.-Петербург, 2001. - 278 с.
2. Гусейнов А.А., Иррлиц Г. Краткая история этики, М.:Мысль,1987. - 592 с.
3. Джелали В.И. TERRA INCOGNITO. Инновационная деятельность на ниве творчества, нравственности и созидания Будущего. ПЯТНИЦА, 25 ФЕВРАЛЯ 2022 г.: https://trassa60.blogspot.com/2022/02/terra-incognito.html
4. Досуг как один из показателей свободы человека: https://vuzlit.ru/886424/dosug_pokazateley_svobody_cheloveka
5. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. —М.: Наука, 1991.
6. МИРСКАЯ Е.З. МЕХАНИЗМ ВОСПРИЯТИЯ И ОЦЕНКИ НОВОГО ЗНАНИЯ В НАУКЕ. –Вопросіфилософии, 1977. - № 12.
7. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: ІСЛ, 1991. - 464 с.
8. Джелали В.И. О главных основах составляющих жизни // XXVI Всеукраинская наук. конф. молодых историков науки, техники, просвещения и спец.-в, посвященная 30-летию Независимости Украины: Мат. конф., 16 апреля 2021 г., г. Киев. – М., 2021. С.80-83.
9. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ НАУКИ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. - Межд. научно-практ. журнал.- К: 2019. 1-я часть №1-2.- С.23-37; 2-я часть№3-4.- С.35-47.

Джелали В.И. , Недялков Г.Ф. 

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий