КОНТАКТЫ

суббота, 17 октября 2020 г.

КОНЦЕПЦИЯ В КОНТЕКСТЕ


КОНЦЕПЦИЯ ЗДРАВОСОЗИДАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ 
HEALTHCREATION CONCEPTIN THE CONTEXT OF THE VALEOLOGICAL PARADIGM 

В ХХ веке тема человеческого здоровья выходит за рамки медицинского научного дискурса и начинает рас­сматриваться в контексте валеологической парадигмы. Возникает перспектива и возможность «управления» ин­дивидуальным и общественным сознанием и здоровьем, при помощи раскрытия креативных и духовных планов личности и их соединения с ценностями оздоровительных технологий и медицинских практик. 

В философской и естественнонаучной литературе прослеживается поворот от негативных определений и по­нимания здоровья как «отсутствия болезни» к позитивным представлениям о здоровье как многомерном феноме­не, о здоровье как благополучии, индексе счастья, важнейшей возможности полнокровной, насыщенной жизни, решающем условии свободы, процессе, установке, образе жизни, жизненном мире, пути к решению повседнев­ных проблем. В этом плане здоровье начинает рассматриваться как некий экзистенциал, связывающий повсед­невный жизненный мир человека, его телесность и духовные планы личности, а процесс выздоровления – как осуществление призвания человека более глубоко и основательно стать человеком. 

В 80-90 годы ХХ века возникает новое междисциплинарное направление под названием валелогия (от ла­тинского valeo – «здоровье», «быть здоровым») – теория и практика формирования, сохранения, укрепления, восстановления индивидуального здоровья человека. В обиход термин «валеология» ввел советский ученый И.И. Брехман, который одним из первых поставил проблему необходимости разработки ее основ как науки. С тех пор термин стал общепринятым, а валеология как наука и учебная дисциплина получила широкое призна­ние в постсоветских странах. Объектом валеологии становится «относительно здоровый» человек повседневного мира, а ее предметом – индивидуальное здоровье. 

Для валеологической парадигмы характерны акцент на: 

– превенцию болезней; 
– духовный рост личности как часть программы здоровья; 
– ответственность и заботу человека об индивидуальном и социальном здоровье; 
– принцип системной полноты в отношении к своему здоровью (каждая часть организма человека обладает качествами, которые утрачиваются, если их не рассматривать в единстве с другими частями и системами); 
– понимание того, что ни один из подходов к лечению не является универсальным; 
– признание богатства возможностей и ресурсов человеческого организма, его духовно-нравственного мира в сохранении и развитии собственного здоровья; признание ценности и реальной возможности реализации по­тенциала индивидуального здоровья в обществе. 

Валеологическая модель здоровья подчеркивает важность совершенствования и использования человеком как традиционных, так и нетрадиционных технологий, методов, средств сохранения и развития индивидуального здоровья, а также решающее значение в этом активной жизненной позиции личности. Однако в валеологической парадигме, по нашему мнению, особенно в ее научном формате – санологии недостаточно представлены меж­дисциплинарные связи с медициной, философией, психологией, экономикой, спортивными дисциплинами. Часто акцент делается на теоретической составляющей, а не на практических измерениях – технологиях и практиках физического и духовного оздоровления, закаливания и духовного роста; утрачивается связь с научной медициной как учением о болезнях; не всегда обоснованно преувеличивается превентивный, предупредительный характер валеологических практик в ущерб терапевтическим подходам; не достаточно внимания уделяется инновацион­ной составляющей здоровья [3, 4, 5, 6]. Предлагаемая концепция здравосозидания может выступать в качестве важнейшей части валеологической парадигмы, призванной восполнить указанные недостатки, недостающие зве­нья в цепи ее целостности. 

Данная концепция подчеркивает роль здравосозидающих техник и технологий, необходимость активной по­вседневной заботы каждого человека о своем здоровье как о собственном благе, заботы не только о теле, но и о душе и духе. В ней важное место занимают представления о системе, культуре, сфере здоровья, выходящие за границы специфически научного подхода о здоровье как норме, основанного на нормостатистической концепции в медицине. 

Термин здравосозидание был предложен известным белорусским физиологом Н. Аринич для обозначения социально-личностной сферы человека, ответственной за формирование, развитие, сохранение и восстановление здоровья. В свое время основанная на ней концепция здравосозидания была предложена украинскими учеными В. И. Джелали и В. Л. Кулиниченко [2, 3]. Концепция здравосозидания воплощает представление о жизни че­ловека как гармонии его телесных, физических, психических, моральных, духовных и социальных измерений. В значительной степени здоровье является результатом активной позиции, ответственности личности за планы своего бытия, реализацию собственных жизненных стратегий, принципов и ценностей. Болезнь в этом контексте рассматривается как препятствие на пути достижения жизненных целей, а забота о своем здоровье – как необхо­димое средство для продолжения привычной деятельности (работа, учеба, воспитание детей). 

Здравосозидание является важнейшим элементом здоровья как системы. Здоровье как система может быть представлено следующей формулой: З = Зс х Зо х Г + С, где 

З – здоровье; 
Зс – здравосозидание, личностно-социальная система, ответственная за формирование, развитие, сохране­ние и восстановление здоровья; 
Зо – здравоохранение, диагностика и лечение заболеваний, а также восстановление до минимально необхо­димого уровня здоровья методами, включающими различные терапевтические (в том числе, медицинские) сред­ства; 
Г – гигиена, профилактический подход, мероприятия, обеспечивающие предупреждение возникновения бо­лезней; 
С – физическое развитие (спорт), поиск и разработка средств и достижения высших (для отдельных физио­логических систем человека) физических результатов, воспитания духа соперничества, как стиля и смысла жизни, максимального использования физиологических, психологических, духовных ресурсов здоровья. 

Ещё в древности стоики отмечали сходство медицины тела и терапии души, в центре которых лежит общее понятие – pathos – термин, равно приложимый и к обозначению страсти, и к физиологическому нарушению, а также к непроизвольным движениям души и расстройству здоровья. В обоих случаях эти состояния характе­ризуются пассивностью, которая в теле принимает форму заболевания, нарушающего равновесие жидкостей – гуморов, или качеств, а в душе – форму движения, способного увлечь ее вопреки ее благим намерениям. В книге «Забота о себе» М. Фуко так описывает концепцию заботы о себе древних римлян: «Забота о себе – вовсе не си­некура. Здесь и уход за телом, и режим, помогающий поддерживать здоровье, и постоянные упражнения… Здесь и размышления, и чтение… Сюда же относятся беседы с друзьями, с учителем …» [5]. 

Древними греками и римлянами понятие здоровья рассматривалось как связанное с чертами характера лич­ности, как основа и условие правильной эмоциональной и духовной жизни, как составляющая микро- и макро­косма. В лексиконе гражданина древнегреческого полиса эпитеты «большой», «великий», «превосходный» были малоупотребительными, ибо в античной Греции предпочитали умеренность во всем. Идеалы «золотой середины», гармонии, целостности (системной, качественной полноты) оказывали влияние на все стороны жизни и позволяли стремиться к всестороннему совершенствованию. Это и было одной из важнейших причин высокой степени разви­тия древнегреческого полисного государства, политики, искусства, философии и науки, которые остаются непре­взойденными образцами до настоящего времени. Это относится и к сочетанию телесного и духовного, физической и духовной культуры человека. Такие идеалы позволили создать уникальную, неповторимую культуру. 

Сегодня ценности системности, целостности, умеренности, гармонии, как важнейшие составляющие духов­ных практик, по-прежнему актуальны, они являются краеугольными камнями единства, гармонии человека и со­циума, личностного и социального, выступают стимулом креативных планов личности, основой здравосозидания. 

Важнейшей основой здравосозидания выступает культура здоровья, предполагающая инновационную и креативную составляющие, творческую работу со своей телесностью, разнообразные духовные практики, физическое совершенствование, закладывающие основы «хороших» здравосозидающих привычек и традиций (личностных, семейных). В свою очередь, активная позиция в этом отношении самой личности создает и особую духовную социальную среду, в которой она живет и творит. 

Задача, основа, стержень и базовое средство развития любой личности и любого социума состоят в соеди­нении трех начал: 1) моральное начало, нравственность; 2) здоровье (активное, личностно-социальное); 3) ин­новационная культура, средства и деятельность, предназначенные для обеспечения и работы с творческим по­тенциалом социума и личности. Во многом инновационная культура определяет цели, средства и курс личного и социального движения. Эта «трехчленная» основа личностной и общественной жизнедеятельности в первую очередь определяет цивилизационные интересы, саму возможность существования человечества. Вопрос состо­ит в разработке и внедрении этого принципа в социальную практику. 

Здоровье в этой перспективе начинает выступать как опыт со-Бытия, бытия с самим собой, с природой, с дру­гими живыми существами, вещами, с другими людьми, как опыт озабоченности повседневными делами, который захватывает всю человеческую жизнь без остатка. Оказывается, что вопрос здоровья и болезни – это не вопрос соответствия природы идеальному представлению о норме, а вопрос поддержания внутренней динамической целостности опыта, онтологической открытости человека миру, его этической бдительности, направленности вовне, способности переживать полноту, интенсивность жизни, сосредоточенность и внимание на «самих ве­щах», среди которых самая главная «вещь» — это человек. 

Здравосозидание подразумевает воспитание души, формирование и образование себя, заботу о себе, которые часто рассматриваются по аналогии с правовой моделью владения: «человек принадлежит себе», он «свой соб­ственный», он свободен, волен распоряжаться самим собой, имеет в своем лице ничем не ограниченную власть. Владеть стабильным здоровьем означает приводить наши ментальные модусы, стиль социального и морального поведения в соответствие с требованиями природы, глубинными правилами существования, фундаментальными принципами жизни, в которых человек обладает своей природой по праву, он и является этой самой природой и еще не отчужден от нее. 

Постепенность, последовательность, методичность, неагрессивность при достижении результата – важные принципы здравосозидания. Нельзя не согласиться с российско-швейцарским врачом-гигиенистом, создателем основополагающих принципов общественной гигиены и социально-гигиенического направления Ф. Ф. Эрисманом, утверждавшим, что разумный человек для того, чтобы довести свой организм до полного развития физических, умственных и нравственных сил и для сохранения его на этой высоте, не нуждается в бес­пощадной борьбе за существование, а достигает этой цели гораздо более мягкими средствами – закаливанием и укреплениями. Эта важнейшая основа здоровья сегодня, к сожалению, не актуализирована. Большинство людей во всем мире, следуя ценностям потребительского, с одной стороны, и информационного общества – с другой, являются приверженцами пассивного отношения к своему (и чужому) здоровью, не проявляя особого интереса к ежедневному закаливанию, занятиям спортом, качеству продуктов питания, возлагая все свои надежды, связан­ные со здоровьем, исключительно на возможности научной медицины. 

Культура здоровья и телесность как единство души, тела и духа в структуре ценностного универсума лич­ности – основа концепции здравосозидания. Но и медицина, как современная научная технология облегчения страданий и борьбы с патологиями, угрожающими здоровью человека, также должна быть востребована. Здра­восозидание как соединение духовных и психофизических мотивационных составляющих понимания болезни важны в практической медицине. Если исходить из того, что здоровье и болезнь – это полюса единого континуума жизни, то культура здоровья должна в себя включать и культуру болезни: как научиться понимать свой заболев­ший организм, читать внутреннюю картину болезни, как справляться со своими болезненными состояниями, как любить и надеяться, как не прекращать творить и жить полноценной духовной жизнью перед лицом опасных заболеваний. Сужение круга актуальной мотивации, доминирование мотива сохранения «биологической жиз­ни», как показано, ведет к снижению жизненной активности больного. Аутизация, замкнутость, отчуждение, обеднение эмоциональной сферы, пассивность больных с тяжелыми соматическими заболеваниями, описанные в клинических и психологических исследованиях, в значительной степени обусловлены именно сужением круга актуальной мотивации [4, с. 158]. Однако у части больных может произойти перестройка в мотивационной сфере личности, выдвижение на первый план новых смыслов жизни, формирование деятельности по сохранению здо­ровья, по контролю за ним. 

В отличие от культа здоровья физическое здоровье в культуре здоровья не рассматривается как главная цель жизни, самоцель (когда практически все свободное время уходит на развитие физических качеств). Культура здо­ровья радикально отличается от культуры сохранения здоровья, предлагаемой официальной медициной, которая задается, формируется и развивается в основном специалистами-врачами, и целью которой является избавление от болезни, понимаемой на основе принятых классификаций, а также восстановление здоровья до состояния, предшествовавшего болезни. 

Выбор средств и путей здравосозидания принципиально отличен – здесь сам человек выбирает необходи­мый ему вариант с учетом своих возможностей, целей, текущих задач, реализует, контролирует процесс и отвеча­ет за его результаты. Конечно, не исключена и возможность консультирования у специалистов, но даже и в этом случае решающее слово должно быть за пациентом. 

Процесс здравосозидания определяется самой личностью и ее ближайшим окружением, их возможностями и культурой – общей и конкретной – здравосозидательной культурой. Такой, сугубо личностный подход, нередко определяет и результаты, имеющие социальное значение. Однако формализация и использование индивидуаль­ного опыта по сохранения здоровья пока не являются целью медицины как науки. 

Анализ сложившейся ситуации в современных условиях, ставит вопрос о необходимости изменения наших представлений и требований, предъявляемых к сохранению здоровья человека, нации, человечества. Для Укра­ины ситуация осложняется еще и тем, что страна находится в экономическом и политическом кризисе. Отрица­тельным стало воспроизводство населения, уменьшается продолжительность жизни, повышается смертность, увеличивается количество хронических инфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, онкологических, эн­докринных, болезней органов дыхания). 

Ситуация с состоянием здоровья населения в Украине сопровождается низким уровнем знаний подавляюще­го большинства граждан о фундаментальных законах формирования, сохранения и укрепления своего собствен­ного здоровья на протяжении всей жизни. Одним из действенных способов решения проблемы является карди­нальное изменение взглядов населения на природу здоровья, формирование основ здорового образа жизни. Для этого важна перестройка системы образования и воспитания человека, приобретение знаний, позволяющих ему осуществлять гармоничное развитие в соответствии с требованиями современности. Концепция здравосозида­ния может стать основой нового мышления и отношения человека к индивидуальному и социальному здоровью, миру, самому себе, своей телесности. 

The question is about the need to change the conceptual and methodological foundations of valeology. The basic values, concepts and principles of the healthcreation concept as the integral part of the valeological paradigm are analyzed. The most important basis for health promotion is a health culture that involves innovative and creative components. Gradual, consistent, methodical, non-aggressive methods of achieving results - important principles of healthcreation concept. One of the effective ways to solve the problem of preserving and developing individual and social health is to radically change a person’s views on the health nature, form the foundations of healthy lifestyle, use and develop the experience and traditions of a person’s daily care of his health. 


С. В. Пустовит, В. И. Джелали 


ЛИТЕРАТУРА 

1. Джелали, В.И. Об инновационной парадигме и позитивном использовании социального и личностного по­тенциалов// Инновации (журнал об инновационной деятельности). – С.-Петербург. – № 12 (218).– 2016.– С. 14–15. 

2. Джелали, В. И., Кулиниченко, В. Л. Система физических упражнений индивидуального здраво-созида­ния // Вiсник ХГУ iм. Каразiна. Серiя Валеологiя: Сучаснiсть i майбутнє. – 2013. – №1043, вип. 15.– С.85–91. 

3. Джелали, В.И., Кулиниченко В.Л. Использование системы упражнений личностной здраво-созидательной физической нагрузки в семейной медицине и валеологии (Статья 1) // Здоров›я суспiльства – 2014. – Т. 3 (№1,2).– С. 50-63. 

4. Николаева, В.В. Динамика ВКБ как показатель кризиса развития личности в условиях болезни // Психосо­матика: телесность и культура/Под ред. В.В. Николаевой. – М.: Академич. Проект, 2009. 

5. Фуко, М. Забота о себе. − К.: Дух и Литера, 1998. − C. 61–62.

Комментариев нет:

Отправить комментарий