"Ежедневно окунайтесь в чистый родник человечности" - Р. Poллан
(На основе принципиально новой технологии и (само)организации активной нравственной деятельности)
Духовный, нравственный кризис, проявляющийся, в частности, в росте насилия и жестокости, безразличия к судьбам"окружающих, стяжательстве, жажде наживы любой ценой, падении трудовой дисциплины, утрате государственных, общественных интересов, моральных обязанностей к собственному народу, к Родине; и что особенно опасно- резкое падение и самого нравственного потенциала: ценности моральных качеств, их реализуемости и жизненности- как личности, так и соответствующих принципов,- очевиден для большинства граждан Украины. Даже состояние ещё 1990 года акад. Д.Лихачёв охарактеризовал как "духовный Чернобыль» Ну, а нынешнее засилье эротической и преступно-насильственной культуры, песен, лишенных не только положительного, но и всякого содержания вообще, густой мат даже в общественных местах и в учебных заведениях, преступность средь бела дня, вплоть до вооруженной - всё это и многое другое не поддаётся учёту и классификации .
Нет смысла надеяться в этом и на Запад.
Нравственный регресс, а скорее кризис, характерен и для западных стран. Нынешнее состояние журнал "Шпигель"(газета "За рубежом", N12, 19»-3г. "Дети у нас такие, потому что такие мы") (характеризовал весьма мрачно: растущая опустошенность социальных отношений, беспримерное в истории культуры всех и всяческих табу, ведущее к отмиранию чувства человечности. И как некий итог (там же): "Программа цивилизации человечества провалилась. Совесть потерпела крах" (выделено журналом). Душевную опустошенность на богатом Западе увидела и мать Тереза. Она заявила британским журналистам после встречи с королевой Великобритании Елизаветой II: "Вечером я ходила по вашим улицам. Входила в ваши дома и обнаружила в них ещё более глубокую нищету, чем у нас: нищету душ, лишенных любви."("Фигаро", Париж, Доминик Лепьер, "Мать Тереза: "Мы здесь, мы любим Вас...", За рубежом, N 36, 1993г.) I
Положение обостряется необходимостью подтягивания нравственной культуры до уровня, достигнутого технологическим развитием, особенно, если учесть мысль акад. Н.Моисеева о том, что основа психики большинства сформировалась ещё в предледниковую. эпоху, а такая психическая конструкция плохо соответствует требованиям современной жизни.
Всё это вызывает глубокое недовольство многих граждан, требующих изменения направленности и содержания культурного развития,
При этом желаемую цель видят вполне одинаковой даже люди, казалось бы, представляющие самые противоположные взгляды, политические течения. Например, всем известно повышенное внимание коммунистов к идеологии, к моральным стимулам в трудовой деятельности(иногда даже в ущерб экономике), к коллективистской организации жизни. Но вот что говорит и ярый антикоммунист, возглавляющий объединительную церковь в 130 странах мира, преподобный Сан Мюн Мун:
г "Своим эгоизмом мы затрудняем собственное развитие, развитие других людей, народов. Эгоизм и алчность в человеческих сердцах сегодня является величайшей преградой на пути к миру. Индивидуальная алчность открывает дорогу и национальной. Это приводит к размежеванию и конфликтам между народами, людьми, порождая кровопролития и бессмысленные человеческие войны. Миллионы людей трагически погибли.
Конечно, экономические и социальные проблемы решить важно. Тем не менее для того, чтобы найти их решение, нам следует сначала подойти к нравственной теме - человеческой алчности, самоудовлетворённости. Иначе, если мы даже осуществим изменение в системах, лица, которые возглавляют эти системы, могут впасть в искушение использовать их в корыстных целях.
Наш мир, следовательно, нуждается прежде всего в духовной революции. Тогда мы и сможем успешно решать наши экономические и социальные проблемы. Если каждая личность, каждая нация смогут признать ценность братского содружества, тогда они и будут готовы подойти к жгучим проблемам современности, включая проблему мира во всём мире (газ. "За рубежом", N47, 1989 г. "Нужна духовная революция", В. Иорданский, Сеул-Москва).
Правда, культура (в современном представлении), сфера действия структур культуры (министерства, институты и т.д.) практически не включают непосредственной и регулярной нравственной деятельности, активно развивая и поддерживая только различные виды искусства, художественную культуру. К тому же при этом очень многие, а возможно большинство, считают, что искусство и формирует духовную культуру, и даже является его основной сутью.
Однако достаточно очевидно, что страсть к произведениям искусства (картины, скульптуры, музыка, кино, архитектура и т.д.) и, в частности, коллекционирование - далеко не всегда адекватны целям, отношениям, средствам. Более того, искусство- это вообще специфическая, весьма и весьма важная сфера деятельности, также как и, например, здравоохранение, образование, но совершенно другая. Разница между формированием и развитием художественной культуры и нравственной, возможно и большая, чем между спортом, физической культурой (здоровым образом жизни) и медициной.
Важную и, главное, целенаправленную роль в формировании и развитии нравственности - играет религия и церковная структура. Однако её суть, структура и механизмы реализации целей, распространения мировоззрения сложились многие сотни, а то и тысячи лет назад. И хотя церковь накопила, впитала в себя за эти века многие важные результаты и опыт духовной деятельности, она не смогла и не может преодолеть генетически присущие ей качества, т.е. изменить целевые установки, расширить диапазон используемых средств.
"Иллюстративно отметим хотя бы концентрацию духовной энергии на стремлении к небесному раю и, как правило, апатию, отсутствие стремления к совершенствованию жизни (в частности, социально-политической сферы) на Земле, оставляя ей, как и во времена Данте, только роль и удел ада и чистилища. Становится необходимым суметь дополнить золотое правило нравственности - "не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе" - специальными социальными механизмами, включая политические (а их надо ещё разрабатывать и освоить), умением их использования, обучением (теоретическим и практическим) навыкам сотрудничества, взаимопомощи, коллективного действия. Без ущерба дли личной инициативы, т.е. не гася её, а всесторонне и доброжелательно оценивая и развивая позитивную индивидуальную энергию, творческий потенциал его результаты.
Унижает высокий дух Человека и стремление построить нравственность на страхе перед наказанием господним.
Религия, помогая человечеству пройти периоды "детства" (Ветхий завет и библейские 10 заповедей Моисея) и "юношества" духовногоразвития (христианский Новый завет), мало эффективна и даже беспомощна на более высокой ступени духовной эволюции. Когда, в частности, добро будет твориться ради добра, а не в ожидании уготованных за это кары или воздаяния (земных либо небесных).
Тем более, что" Программа формирования и развития нравственности должна быть рассчитана и на людей неверующих и на не очень верующих. Многие рассчитывают на силы свои и своих коллег и прежде всего на совесть и разум своих сограждан по государству и планете.
Совесть - вот "бог", способный изменить мир. Эту цель и способ сформировал ещё великий Сократ.
Однако методология решения задачи нравственного формирования нравственного человека, основанная на принципе единства обучения и воспитания, которую заложили ещё Сократ, Платон, Протагор и др., исходя из представления о том, что универсальное знание - самый могучий (и по сути достаточный) фактор нравственного формирования человека и что человек, знающий, что такое добродетель, обязательно будет добрым, т.е. основанная -только на знании, не смогла, да и в принципе не может решить поставленной задачи. Тем более, что задача формирования должна быть неразрывно связана и с развитием нравственности, т.к. далеко не всегда ясно кто кого "воспитывает", да и формирование должно переходить в развитие нравственности. А это уже деле не только раннего периода социализации, а и всей жизни, в котором активное участие принимают и личность, и коллеги, и общество, государство, вся цивилизация.
Но главное состоит в том, что как показал многовековой опыт, и особенно усилия в нашей стране 50-80-х годов, воспитание только знанием, словом, информацией не только не эффективно, но порой даёт плоды прямо противоположного свойства.
Действительно, вполне очевидно, что даже сравнительно простому умению плавать, писать, играть, на музыкальном инструменте невозможно, как правило, научиться без специальной практики (только на основе усвоения специальной информации). А тем более в том случае, когда для действительного освоения надо не только научиться умению, но и прочувствовать, ощутить величие и радость быть человеком с чистыми помыслами и поступками, ощутить человеческое тепло и прелесть дружного, слаженного творческого труда и поддержки, взаимопомощи, выручки, плечо друга, родную светлую душу.
Но человек, даже очень горячо желающий, если не жить, но хоть окунуться в такую атмосферу, дать отдохнуть издёрганной, усталой душе, лишен такой возможности. Речь конечно, идёт не о праздном отдыхе, а о возможности напряженного труда, но (по сути, уже- творчества), истинно человеческого, о нравственной деятельности. И речь идёт не о деятельности филантропа, спонсора или альтруиста, т.к. индивидуальный труд (или деятельность) даже высокой общественно-нравственной значимости не только не способен решить большинство важнейших проблем, но и, что крайне важно, не может научить полнокровной, гармонической нравственной культуре, требующей обязательного умения действовать вместе с другими людьми.
Эту потребность непрестанного труда души, эли условия для роста лучших человеческих качеств необходимо создавать и культивировать постоянно и целенаправленно, обеспечивая формирование и развитие тех качеств, которые являются фундаментом и стержнем жизни личности в общества, которые формируют критерии целесообразности любого вида деятельности любого масштаба.
И всё-таки при всей очевидной необходимости не только теоретико-информационной, но и, прежде всего, соответствующей практической деятельности остаётся не менее невероятным отсутствие понимания необходимости соответствующей специальной практики. И уже вполне естественно за этим следует отсутствие соответствующей полнокровной организационной, информационной, экономической и иной необходимой для обеспечения такой деятельности, специальной структуры и механизмов, средств, методов, форм и т.п.
Сложность в том, что остаётся неясным, какие же особенности должны быть у этой деятельности, что можно назвать нравственной деятельностью? И очень трудно ответить на вопросу как она должна и может быть организована?
Таким образом(от постановки вопроса о воспитании, за которым следует весьма сложный вопрос - а кто кого и во имя чего будет воспитывать (т.к. далеко не всегда даже старшие по возрасту или положению в обществе воспитывают младших) - мы перешли к вопросу формирования и развития нравственности, за которым не столько кто, сколько как это сделать и как организовать.
Украинский центр сохранения и активизации новых идей (УЦ САНИ) располагает разработками, позволяющими конструктивно ответить на многие важнейшие вопросы и в плане методологии, и в плане методики, и в плане столь нужных специальных социальных механизмов (в частности, совершенно необходимого специального механизма содержательной оценки). Более того, он уже располагает весьма богатым банком конкретных предложений, которые могут быть использованы как цели, задачи и средства реализации нравственной активности значительного количества граждан Украины и не только Украины.
На этой основе по инициативе УЦ САНИ была организована инициативная группа, подготовившая структуру предлагаемой Программы формирования и развития нравственности (Приложение I).
Мы не считаем возможным на этом этапе говорить о Программе детально, т.к. каждый её пункт, каждое слово в этой весьма запущенной сфере человеческой жизни нуждаются в обсуждении, в поиске общего понимания - даже в рамках одного политического направления. Не говоря о противоположных позициях. Однако, очевидно и другое- нужно прокомментировать хотя бы основу' предлагаемой Программы. Предложенная структура Программы не формально-теоретическая разработка, а результат многолетних весьма основательно выполненных разработок и предложений, которыми>уже располагает УЦ САНИ. Опираясь на них, представляется возможным найти эффективное решение всего этого сложнейшего комплекса проблем. Вкратце, основные черты Программы представляется следующим образом...
Видимо многие, хотя и в этом далеко нет единого мнения, согласятся, что важнейшими чертами человеческой натуры, определяющими его духовную сущность, являются бескорыстие, конечно, далеко не всегда тождественное бесплатности труда, самостоятельность и инициатива, деятельность в интересах конкретного человека (в том числе и совершенно не знакомого), общества, цивилизации в целом, способность сотрудничать с другими людьми, организациями. Это особенно важно, т.к. решение большинства требуемых жизнью задач чаще всего выходи за пределы индивидуальных возможностей. Даже супергерою самому слишком многое не под силу. Да и Зевс действовал не сам - у него было весьма развитое «правительство». К тому же высшие человеческие качества, тем более духовные и нравственные, проявляются, уточняются и растут, в конечном счете, именно в процессе совместной (коллективно-социальной) деятельности.
Это важнейшие качества души и деятельности личности. Однако они редко формируются под влиянием только информационных методов (различных форм и методов убеждения, логики, образования, доказательств огромной значимости для личности, семьи, общества). Как мы уже отметили, особенностью становления и развития нравственных качеств является недостаточность интеллектуально-информационной деятельности (т.е. необходимость практических результатов) и, во вторых, обязательность развития сферы чувств ощущений, ознакомления и осознания специального, особенного чувственного опыта. Здесь особенно важно то, что давно замечено: сколько раз ни говори, что халва сладкая, пока не попробуешь, не почувствуешь вкус халвы, не полюбишь её. Моменты счастья не увидишь - почувствуешь: взлёт, раскрепощение, тепло души, радость. Чувство благодарности, рождаемое в результате доброго отношения, бескорыстного сотрудничества, помощи, активное тепло человеческой души надо пережить, ощутить именно самому. Это важнейшее чудо. Замечательно сказал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский - учить чувствовать- это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, учтивости - это дружба, товарищество, братство. Человек чувствует тончайшие переживания тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного взлета-подъема. спокойствия людей.
Поэтому помимо необходимости понимания (глубокого, всестороннего) добра и зла во всех проявлениях и сферах человеческой жизни, знания социальной этики (сейчас это особенно важно!), крайне необходима организация нравственных действий (налаживания связей, организация взаимообогащения идеями, интересами, возможностями, совместная реализация вместе оцененных идей и предложений и, конечно, многое другое). Необходимость такой организации становится тем более очевидной, если несколько переделать "Золотое правило" поведения ("поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой") и сформулировать его так: "Делай (!) другому то, что хочешь, чтобы делали-тебе".
Такая организация подобной деятельности, людей, совершенно свободно и осознанно принимающих решения об использовании форм, способов, целей, участия, сотрудничества, требует особой технологии, организации отношений между участниками этого необычного и очень непростого труда, прежде всего, с душами и умами, с их лучшими составляющими, организации работы с информацией, характеризуемой высоким содержанием инновационной составляющей. И, очень важно, то что придётся и нужно думать, многое делать не так, как привычно, как принято везде, во всем мире, а гораздо лучше: собирать идеи, предложения, оценивать их, используя специальные механизмы, доброжелательно, демократично, оценивать меру добра и зла, значение и истинность духовных инноваций, т.е. нужна новая специальная информационная технология работы с инновациями и их авторами. Такая технологии разработана в 1976-1990 гг. в Институте кибернетики Джелали В.И. с сотрудниками, при поддержке Укр.НИЭНТИ и Киевского городского СНИО. Эта инновационная информационная технология САНИ (сохранения и активизации новых идей) является одной из определяющих технологических основ и основным механизмом подготовки и реализации предлагаемой Программы.
Инновационная информационная технология и действующая на её основе система САНИ позволяют не только наилучшим образом собрать, сохранить и защитить все крупицы народной мудрости нравственной жизни и даже не только всё самое лучшее, но и наилучшим образом оценить весь необходимый широчайший спектр идей и их авторов, что, конечно, является первейшим условием реальности и эффективности результатов Программы.
И, в частности, система САНИ позволяет не только эффективно бороться с угрожающей любой организации (а предлагаемой особенно) бюрократизации всех ее составляющих, но и успешно решать проблему экономического, в значительной степени автономного, обеспечения нравственной деятельности. Речь идёт о сборе, социальном обеспечении сохранения, развития и последующей реализации идей и разработок важных и эффективных в социальном и в экономическом отношении. Это тоже не абстракция, т.к. имеет реальное основание, основанное на опыте УЦ САНИ и содержании его банка идей. Труд по развитию такого класса идей может явиться одним из важных направлений нравственного движения, а реализация и последующее отчисление средств - финансированию Программы, её экономической самостоятельности.
Мы убеждены, что Программа, реализуемая в рамках предложенной структуры, даже при минимальной помощи ВС Украины и других госструктур, фактически сводящейся только к информационной, организационной и моральной помощи, способна самостоятельно не только радикально улучшить ситуацию в стране, но и сделать Украину лидером в крайне актуальном и важнейшем направлении развития цивилизации, обеспечив т.о. сочувствие, широчайшую и разностороннюю поддержку всех позитивных сил в мире.
Резюмируя сказанное, можно с полной определённостью констатировать: выход из этого отчаянного положения (экономического, политического, социального, духовного и т.д.), в котором оказалось наше общество в современных условиях один: незамедлительное возрождение, развитие и использование творческого (интелектуального, нравственного, художественного и практического) потенциала нашего народа (каждого, многих и всех). Без этого у нас нет будущего.
ТЕРЕЩУК В.В. , ДЖЕЛАЛИ В. И. , КУДИН В.А. НОВИКОВ Б.В.
Комментариев нет:
Отправить комментарий