КОНТАКТЫ

суббота, 8 декабря 2018 г.

В поисках утраченной целостности...


Миф о потерянном Рае повествует о том, что изначально люди были целостными, едиными со всем миром. Когда произошло грехопадение, эта гармония, целостность была утрачена. И с тех пор люди ищут её и не могут найти дорогу обратно в Эдем...("Миф о грехопадении с точки зрения гуманистической философии".

В продолжение темы о целостности хочу вкратце рассказать об очень любопытном направлении психологии - структурном психоанализе, тесно перекликающимся с философией структурализма. Многие исследователи считают структурный анализ предтечей постмодернизма ( о нём подробно рассказывала в пред. статьях).

Человеческую психику, по Лакану, составляют три регистра восприятия: явления реального, воображаемого и символического порядка. Это - три измерения человеческого существования, в которых складывается наша судьба.

Реальное – это самая сокровенная часть психики, всегда ускользающая от образного представления и словесного описания. Реальное психики настолько непостижимо, что, характеризуя его, Лакан постоянно употребляет кантовский термин «вещь в себе» (по аналогии с Кантом).
Воображаемое - это индивидуальный вариант восприятия символического порядка, субъективное представление человека о мире и прежде всего о самом себе. Это то, что, по мнению Лакана, роднит человеческую психику с психикой животных, поведение которых регулируется целостными образами (гештальтами).
Человек в своем онтогенезе (развитии) подпадает под власть образов в возрасте между 6 и 18 месяцами, на так называемой «стадии зеркала» (франц.: stade de miroir ), когда ребенок начинает узнавать себя в зеркале и откликаться на свое имя. Как считает Лакан, в это время ребенок ощущает себя внутренне распадающимся на части, неравным себе в разные моменты времени, а окружающие предлагают ему соблазнительный единый и «объективный» образ его «Я», образ, накрепко привязанный к его телу. Из "образа Я" формируется то, что мы называем личностью. 

И окружающие, «другие», убеждают ребенка согласиться с ними, поощряют его принять это представление о целостности «Я» и о его тождественности самому себе во все моменты жизни. Ярким примером этого процесса является узнавание себя в зеркале.
Но этот момент радостного узнавания себя в зеркале или отклика на свое имя является также и моментом отчуждения, так как субъект навсегда остается очарованным своим «зеркальным Я», вечно тянется к нему как к недосягаемому идеалу цельности. 

По Лакану, трещина между Я и "образом Я" - мощнейшая травма, которую все люди вытесняют и не осознают, "но именно ей человечество обязано появлением всей культуры". 
"Стадия зеркала" - название хотя и буквальное, но включающее и другие модальности восприятия. - У слепых детей существуют другие каналы идентификации, например, узнавание собственного голоса, который берёт на себя функцию "образа Я".
Человек, согласно Лакану, рождается преждевременно. Очевидные свидетельства в пользу этого факта - анатомическая незавершённость нервной системы младенца, связанное с этим отсутствие моторной координации и др. показатели. Другими словами, младенец является не столько самостоятельной особью, сколько полуавтономной частью материнского тела. Будучи не в состоянии "укрыться под сенью" инстинкта, младенец вынужден выстраивать свои отношения с реальностью особым, искусственным образом: схватывание себя, частей своего тела как единого целого, впервые осуществляется ребёнком посредством собственного зеркального образа. 

Итак, ребёнок принимает свою форму на расстоянии, помещая хаотический внутренний опыт в оболочку зрительного образа. С этого момента ребёнок быстро прогрессирует в пользовании своим телом, становясь парадоксальным двойником собственного отражения, проецируя на него ценностность себя и свою автономию. "Стадия зеркала" описывает вхождение человеческого существа в координату ВООБРАЖАЕМОГО, которым, кстати, человек и живёт бОльшую часть времени, и на котором построена вся философия и психолгоия Юнга и Хиллмана (основателья архетипической психологии).

И только через СИМВОЛИЧЕСКОЕ, миф, мы имеем возможность выйти в РЕАЛЬНОЕ, объективное (где бываем очень редко - обычно замкнуты внутри своего "туннеля реальности").
Таким образом, природа воображаемого - это, согласно структурализму, компенсация изначальной нехватки реального, проявляющаяся в отсутствии естественной автономии младенца. Реальное может быть описано как опыт, в котором отсутствует какое-либо различие или нехватка, т.е. когда Я соединяюсь с "образом Я" (иногда это называют полнотой присутствия, целостностью, единением со всем миром).

РЕАЛЬНОЕ, поэтому, - это абсолютно исходный и в принципе недосягаемый для человека опыт! Можно сказать, что личность человека изначально возникает на месте разрыва с объективной реальностью - вот в чём суть этой травмы. 

У человека, по Лакану, связь с природой с самого начала искажена наличием в недрах его существа неких трещин и изначального разлома. С младенчества мы оказываемся расколоты на я - бесформенный фрагментарный внутренний опыт, и на "моё Я", "образ Я" - внешнюю идеальную форму, в которую этот опыт облекается. Условие же целостности человека - совпадение Я и "образа Я". Но это практически невозможно, а если и возможно, то только в результате длительной духовной практики.

Вот такой научный аналог библейской метафоры изгнания из Рая. А зачем? Одна из версий такова: Бог желает познать самого себя, но может это сделать только через человека и только создав раскол в недрах его существа. Познавая себя, развиваясь, мы тем самым помогаем Богу осознать Себя самого, потому что в нём же тоже происходит раскол. Звучит по аналогии с каббалой, но на самом деле во многих духовных системах существует тот же тезис, только изложенный в разных формах.


Комментариев нет:

Отправить комментарий