В языке гражданина древнегреческого
полиса эпитеты “большой”, “великий», “превосходный” и т.п. не звучали, ибо в
античной Греции предпочитали умеренность во всем. Идеалы умеренности оказывали
влияние на все стороны жизни и позволяли стремиться к совершенству [1]. Это и
было одной из важнейших причин ВЫСОКИХ ступеней развития политики, искусства,
философии и науки, которые остаются непревзойденными образцами до настоящего
времени.
Это относится и к сочетанию телесного и духовного, физической и духовной культуры человека.
Выдающимися образцами такого гармонического синтеза являются исторические фигуры Аристотеля (энциклопедиста, философа, педагога - учителя Александра Македонского, инженера, политика), Гиппократа (врача, ученого, философа, писателя), Пифагора (олимпийского чемпиона, ученого-математика, общественного деятеля). В искусстве эта гармония воплощена в статуях Аполлона Бельведерского и Венеры Милосской, в комедиях Аристофана, в поэмах Гомера. Идеалы умеренности позволили грекам создать уникальную и неповторимую культуру, непохожую на древнекитайскую, индийскую или арабскую. Умеренность, определяемая поисками личной и социальной гармонии, активная ее реализация во всех видах деятельности не потеряла своей актуальности в современном обществе, обществе массового потребления.
Дальнейшее развитие такого общества, по мнению серьезных западных исследователей, в частности, представителей Римского клуба, лежит на пути ограничения изобилия, перераспределения материальных и духовных ресурсов в пользу стран Азии, Африки и Латинской Америки, на пути реализации идеала умеренности как главного системообразующего элемента гармонии. Идеалы гармонии, совершенства и умеренности, возведенные в теоретическом плане на одну из высших ступеней в иерархии человеческих ценностей, не укоренились в повседневной жизни современного общества, не стали установкой и инструментом научного и духовного творчества.
Они превратились в некую фантастическую и утопическую мечту, в некий исторический миф о далеком и золотом периоде развития человеческой цивилизации. Одновременно, в общественной жизни крепнут и развиваются тенденции поиска гармонии каждого и для всех. Одной из таких современных концепций и технологий поиска и возврата утраченной гармонии человеческого существования является созданная В.П. Гочем и развиваемая им и его учениками, теория Причинности [3]. Эта теория направлена на преодоление катастрофической для человека дифференциации всех видов общественной деятельности, угрожающей существованию человека вообще. Она способствует формированию гармонической инфраструктуры человека и социума, духа и тела как необходимых оснований для прогрессивной направленности дальнейшего развития.
Это относится и к сочетанию телесного и духовного, физической и духовной культуры человека.
Выдающимися образцами такого гармонического синтеза являются исторические фигуры Аристотеля (энциклопедиста, философа, педагога - учителя Александра Македонского, инженера, политика), Гиппократа (врача, ученого, философа, писателя), Пифагора (олимпийского чемпиона, ученого-математика, общественного деятеля). В искусстве эта гармония воплощена в статуях Аполлона Бельведерского и Венеры Милосской, в комедиях Аристофана, в поэмах Гомера. Идеалы умеренности позволили грекам создать уникальную и неповторимую культуру, непохожую на древнекитайскую, индийскую или арабскую. Умеренность, определяемая поисками личной и социальной гармонии, активная ее реализация во всех видах деятельности не потеряла своей актуальности в современном обществе, обществе массового потребления.
Дальнейшее развитие такого общества, по мнению серьезных западных исследователей, в частности, представителей Римского клуба, лежит на пути ограничения изобилия, перераспределения материальных и духовных ресурсов в пользу стран Азии, Африки и Латинской Америки, на пути реализации идеала умеренности как главного системообразующего элемента гармонии. Идеалы гармонии, совершенства и умеренности, возведенные в теоретическом плане на одну из высших ступеней в иерархии человеческих ценностей, не укоренились в повседневной жизни современного общества, не стали установкой и инструментом научного и духовного творчества.
Они превратились в некую фантастическую и утопическую мечту, в некий исторический миф о далеком и золотом периоде развития человеческой цивилизации. Одновременно, в общественной жизни крепнут и развиваются тенденции поиска гармонии каждого и для всех. Одной из таких современных концепций и технологий поиска и возврата утраченной гармонии человеческого существования является созданная В.П. Гочем и развиваемая им и его учениками, теория Причинности [3]. Эта теория направлена на преодоление катастрофической для человека дифференциации всех видов общественной деятельности, угрожающей существованию человека вообще. Она способствует формированию гармонической инфраструктуры человека и социума, духа и тела как необходимых оснований для прогрессивной направленности дальнейшего развития.
Концепция
причинности противостоит господствующей в обществе концепции односторонности,
стремлении вычленить непременно один единственный, ’’главный” фактор за счет
практически полного пренебрежения к другим, не менее важным и жизненно
необходимым. Так, например, период профессиональной жизни в спорте для
большинства спортсменов достаточно короток. Максимальные функциональные
возможности отдельных групп мышц, органов, систем и соответствующие
максимальные сверхрезультаты, достигаются за счет гиподинамии, недостаточной
развитости остальных систем и организма в целом.
Это одна из основных причин ухудшения качества и уровня здоровья спортсменов-профессионалов, проявляющаяся в возникновении ряда острых и хронических заболеваний (от простуды, воспалений, травм и до серьезных заболеваний сердечно-сосудистой, нервной, гормональной и других систем организма). Аналогичные явления наблюдаются и в сфере спортивного направления здорового образа жизни (ЗОЖ) - культуризме, моржевании, беге на длинные дистанции и марафоне. Достигаемый уровень и качество здоровья здесь в целом выше, чем в профессиональном спорте, но и здесь физиологическая односторонность, несистемность, стремление к сверхрезультатам, приводят к ощутимым потерям других возможностей человеческого развития (творческих, инновационных, гражданских, личностных и других). Кроме того, значительные траты времени для достижения поставленных оздоровительных целей, не позволяют широко применять и распространять их опыт среди широких слоев населения.
Это одна из основных причин ухудшения качества и уровня здоровья спортсменов-профессионалов, проявляющаяся в возникновении ряда острых и хронических заболеваний (от простуды, воспалений, травм и до серьезных заболеваний сердечно-сосудистой, нервной, гормональной и других систем организма). Аналогичные явления наблюдаются и в сфере спортивного направления здорового образа жизни (ЗОЖ) - культуризме, моржевании, беге на длинные дистанции и марафоне. Достигаемый уровень и качество здоровья здесь в целом выше, чем в профессиональном спорте, но и здесь физиологическая односторонность, несистемность, стремление к сверхрезультатам, приводят к ощутимым потерям других возможностей человеческого развития (творческих, инновационных, гражданских, личностных и других). Кроме того, значительные траты времени для достижения поставленных оздоровительных целей, не позволяют широко применять и распространять их опыт среди широких слоев населения.
Мы не ставим под сомнение необходимость и целесообразность существования
различных стратегий жизни, а лишь подчеркиваем преимущества и острую
потребность освоения большинством населения системного, а на его основе и
гармонического образа жизни (ГОЖ), как необходимых средств выживания, прогрессивного
развития и обретения человеческого счастья - высшего критерия успешного
жизненного пути (в качестве отрицательного примера можно сравнить хотя бы жизнь
Креза и Солона)..
Отсутствие системности, односторонний подход наблюдается и во всех
других областях нашей жизни. Так, скажем, прогноз погоды, информация об ее
особенностях, которая необходима для адекватности поведения и одежды в холодное
время года (особенно у детей, ослабленных и незакаленных людей, больных)
воспринимается большинством только, как один параметр - температура.;
Определяют же степень охлаждения организма показатели жесткости погоды
(температура, скорость ветра и влажность воздуха), которые непосредственно
влияют на заболеваемость человека простудными болезнями.
Подобная системная ошибка свойственна и выбору физических упражнений, и физических нагрузок: упускаются из виду принципиальные, жизненно важные факторы, формирующие здоровье. Известно, что мышечные нагрузки не решают задач закаливания и наоборот, закаливание тела не ведет к закаленности слизистых оболочек носа и горла, а здоровое тело не обязательно формирует здоровый дух и интеллект, которые, в свою очередь, являются фундаментом здоровья. Разработана авторская концепция на основе системной организации подсистем физической зарядки, закаливания, с одной стороны [7,8,5], нравственной деятельности (делание добра) [2,13], развитой творческой и инновационной деятельности - с другой [10,6]. Взаимодействие этих подсистем и составляет основание устойчивого, продолжительного и качественно высокого состояния здоровья. В этой структуре каждый элемент, в отдельности, доведенный до возможного максимума, не позволяет достигнуть высоких целей развития человека.
С другой стороны, их системное, гармоническое взаимодействие, освоение с их помощью духовной, творческой и нравственной культуры, позволяют воплотить идеалы человеческого совершенства в конкретном бытии индивидуума. В рамках концепции разработана оригинальная система физических упражнений, в которой нет места и времени на многочасовое ’’накачивание” мышц, бег на сверхдлинные дистанции, моржевание. В ее основу положен принцип минимизации, на основе их системного воздействия на организм: от двух до десяти повторов упражнений, процедура закаливания (обтирание, воздействия холода на кожу (до 1 мин.) и слизистые оболочки (30 секунд).
Система физических упражнений включает десятки разнотипных упражнений, учитывающих наличие значительного количества мышц, связок и суставов, позвоночника, органов и систем, специальных и интегральных зон, которые нужно динамически и разнопланово нагружать и прорабатывать в течении 10-90 мин. На большее, при наших реальных условиях жизни, нет времени, но при этом часть упражнений может выполняться попутно: по дороге на работу и с работы, во время труда на дачном участке, на отдыхе. Система предусматривает и увеличение количества повторов при подготовке к какой-то специализированной деятельности или (при необходимости) восстановления потерянных качеств и состояния здоровья.
Подобная системная ошибка свойственна и выбору физических упражнений, и физических нагрузок: упускаются из виду принципиальные, жизненно важные факторы, формирующие здоровье. Известно, что мышечные нагрузки не решают задач закаливания и наоборот, закаливание тела не ведет к закаленности слизистых оболочек носа и горла, а здоровое тело не обязательно формирует здоровый дух и интеллект, которые, в свою очередь, являются фундаментом здоровья. Разработана авторская концепция на основе системной организации подсистем физической зарядки, закаливания, с одной стороны [7,8,5], нравственной деятельности (делание добра) [2,13], развитой творческой и инновационной деятельности - с другой [10,6]. Взаимодействие этих подсистем и составляет основание устойчивого, продолжительного и качественно высокого состояния здоровья. В этой структуре каждый элемент, в отдельности, доведенный до возможного максимума, не позволяет достигнуть высоких целей развития человека.
С другой стороны, их системное, гармоническое взаимодействие, освоение с их помощью духовной, творческой и нравственной культуры, позволяют воплотить идеалы человеческого совершенства в конкретном бытии индивидуума. В рамках концепции разработана оригинальная система физических упражнений, в которой нет места и времени на многочасовое ’’накачивание” мышц, бег на сверхдлинные дистанции, моржевание. В ее основу положен принцип минимизации, на основе их системного воздействия на организм: от двух до десяти повторов упражнений, процедура закаливания (обтирание, воздействия холода на кожу (до 1 мин.) и слизистые оболочки (30 секунд).
Система физических упражнений включает десятки разнотипных упражнений, учитывающих наличие значительного количества мышц, связок и суставов, позвоночника, органов и систем, специальных и интегральных зон, которые нужно динамически и разнопланово нагружать и прорабатывать в течении 10-90 мин. На большее, при наших реальных условиях жизни, нет времени, но при этом часть упражнений может выполняться попутно: по дороге на работу и с работы, во время труда на дачном участке, на отдыхе. Система предусматривает и увеличение количества повторов при подготовке к какой-то специализированной деятельности или (при необходимости) восстановления потерянных качеств и состояния здоровья.
Идеал человека, рожденный в Древней Греции, пронесенный через века
европейской истории, подготовил человечество к деятельности, которая способна
воплотить его в современной жизни. Предлагаемая нами программа - один из
возможных путей такого воплощения. Ноmо hаrmоnісus - совершенный, гармонический
человек - созидает себя и окружающий мир, а здоровье, как основание, результат
и элемент этой гармонии, позволяет развивать индивидуальность, как воплощение
творчества, добра и счастья.
В истории человеческой культуры существуют только три возможных Пути
здоровья [11]. Первый путь - использование возможностей науки, научной медицины
в том числе. Схематично модель пути можно представить как знание - действие
(приемы и методы деятельности, направленные на реализацию знания) - здоровье. Так построены все традиционные
научно-медицинские рекомендации. Их результативность не вызывает сомнений,
однако, следует подчеркнуть и присущие им недостатки. Во-первых, известно, что
человеческие дух и душа традиционно не являются объектами изучения науки,
поэтому научные рекомендации связаны, в основном, с сохранением телесного
здоровья.
Во-вторых, историческое развитие научной медицины, как особой деятельности, было связано с борьбой с болезнями, с применением лекарственных средств. Сегодня большинство людей понимает, что стратегия достижения здоровья через борьбу с болезнями при помощи лекарств является тупиковой. Отсюда падение престижа классической медицины, отказ от научных рекомендаций для сохранения здоровья и, как следствие, падение качества здоровья, ухудшение качественных характеристик здоровья населения Украины.
Во-вторых, историческое развитие научной медицины, как особой деятельности, было связано с борьбой с болезнями, с применением лекарственных средств. Сегодня большинство людей понимает, что стратегия достижения здоровья через борьбу с болезнями при помощи лекарств является тупиковой. Отсюда падение престижа классической медицины, отказ от научных рекомендаций для сохранения здоровья и, как следствие, падение качества здоровья, ухудшение качественных характеристик здоровья населения Украины.
История человеческой цивилизации дала нам и второй путь - путь восточной
и народной медицины. Его схематическое воплощение: вера - действие (культ,
обряд, магическая процедура, жесткая последовательность деятельности) –
здоровье.
Этот путь связан с широким использованием правил и норм этики,
выработанных в различных религиях, которые используются для сохранения здоровья
души человека, для зашиты его от инстинктивного, низменного, животного. Однако
большинство методик этого пути построены на механизмах внушения и гипноза,
измененных состояниях сознания или отключения процессов мышления. Болезнь
продолжает существовать и развиваться, принимает иные формы, хотя и отсутствует
на уровне ее осознания.
Последователи первого и второго пути не принимают или полностью отрицают
положительный опыт каждого из них.
Существует и третий путь: мудрость - творчество - здоровье. Мудрость —
не простой синтез знания и веры, а способность увидеть истинное и сокровенное,
понять свое предназначение, сохранить изначально присущую человеку гармонию
души и тела, материи и духа. Творчество - это действительная жизнь человека,
деятельность, позволяющая стать “сотрудником
земли и неба" (Конфуций). Совершенно очевидно, что схематическое
выделение трех путей (два первых пути - здоровый образ жизни, третий -
гармонический образ жизни), не охватывает всех конкретных особенностей бытия
человека.
И вместе с тем, эта схема в целом отражает ситуацию выбора человеком тактики и стратегии своей жизни, ее ценности и приоритеты, в которых здоровье должно занимать одно из определяющих мест. Каждый в этой связи должен отчетливо понимать, что "предоставление себя чему-либо - это освобождение себя, но делать это нужно только один раз в жизни, потому, что путники по Дороге Мудрости, как и сталкеры, назад не ходят " [4].
И вместе с тем, эта схема в целом отражает ситуацию выбора человеком тактики и стратегии своей жизни, ее ценности и приоритеты, в которых здоровье должно занимать одно из определяющих мест. Каждый в этой связи должен отчетливо понимать, что "предоставление себя чему-либо - это освобождение себя, но делать это нужно только один раз в жизни, потому, что путники по Дороге Мудрости, как и сталкеры, назад не ходят " [4].
Человеку свойственно стремление к красоте во всем, в том числе и в
результатах своей деятельности. Она основана и пронизана высокой
нравственностью, стремлением к совершенствованию, счастью каждого и всех {“...красота не может существовать вне Правды и
Добра" - П.Кропоткин). Реализация идеала красоты возможна самыми
различными путями. Нами предложен один из таких путей - праздник деятельности
Прометеевского типа - праздник бескорыстного созидания на всех уровнях и во
всех сферах (научной, художественной, социальной, технологической,
нравственной) деятельности человека [9].
Центральной идеей сценария праздника является утверждение в жизни идеала человека, рожденного античностью и пронесенного сквозь века лучшими представителями европейской культуры. Праздник Прометея, подготовленный и проводимый на основе предложенной нами концепции, может служить действующим, объединяющим все лучшее и возвышающим человека фактором. Это - праздник Гармонии, Совершенства и Жизни.
Центральной идеей сценария праздника является утверждение в жизни идеала человека, рожденного античностью и пронесенного сквозь века лучшими представителями европейской культуры. Праздник Прометея, подготовленный и проводимый на основе предложенной нами концепции, может служить действующим, объединяющим все лучшее и возвышающим человека фактором. Это - праздник Гармонии, Совершенства и Жизни.
Какой же выбор сделает человечество? В теоретическом плане, безусловно,
он уже есть - примат здоровья объяснен и доказан. В реальности повседневной
жизни больших групп населения Украины, да и планеты в целом, непростой выбор в
пользу здоровья еще предстоит. Выбранный нами путь и определит будущее нашего
общества в XXI столетии.
Литература:
1. Ван Лун Гендрик, История человечества для юношества, Санкт- Петербург (1996).
2. С.В. Вековшииина, В.Л. Кулиниченхо, “Биоэтика как основание валеологичесхой этики”, Материалы Iï-ой международной научной конференции "Вопросы валеологии и эниовалеологии",ч.ІІ, 39-44, Севастополь (1999).
3. В.П. Гоч, С.В. Белов, Теория Причинности, Киев (1999).
4. В.П. Гоч, Философия высшего творчества, Севастополь (1996).
5. В. Джелали, Л. Бахарев, 3. Старовойтова, “Закаливание организма (цикл статей)”, Киевский вестник, NsNs2$,24,53,58,61,65.9,(1994).
6. В. Джелали, В. Моисеенко, “К проблеме повышения эффективности интеллектуального потенциала”, Проблемы науки, №6,43-48, (1999).
7. В. Джелали, “Закаливание организма”,Здоровье Украины,№11,( 1999).
8. В. Джелали, “Холодовой фактор в жизни человека”, Український журнал медичної техніки і технології. Ne1,92-99, (1999).
9. В .И. Джелали, И.И. Ермаков, Праздник Прометея - цвет высшего духа XXI века. Імідж школи на порозі XXI століття, ч. II, 17-30, Киев (1999).
10. В.І. Джелалі, В.Л. КулінІченко, В.В. Мойсєєнко, “Пропозиції та доповнення до проекту Закону України “Про інноваційну діяльпість" Bissiness, №12,9, Україна (2000).
11. Г. Калитич, В. Джелали, Г. Андрощук, Идеи должны работать. Как использовать творчество каждого,-Общество «Знанние» УССР.-Киев (1990).- 63с.
12. B.JI. Кулиниченко, “Начала валеософии’ \Валеология: становление и пути развития, 19-28, Севастополь ( 1999).
13. В.В. Терещук,В.І. Джелалі, В.О. Кудін, Б.В. Новиков, “Совість-це той бог, якому не моляться. А дарма”, Віче, Верховный Совет .-№12,72-76,(1996).
В.И. Джелали, В.Л. Кулиничеико
Комментариев нет:
Отправить комментарий