КОНТАКТЫ

суббота, 20 января 2018 г.

Дофамин


Дофамин обеспечивает выживание, подсказывая вашему телу, на что именно ему следует расходовать свою энергию. 

Мозг млекопитающего постоянно сканирует окружающую действительность. 

Прилив дофамина сигнализирует о том, что в данный момент мозг обнаруживает что-то стоящее. 

Понимание сути процесса поиска пищи предками помогает представить, как работает наш мозг сейчас. Наши прародители не знали, где и в каком виде они найдут очередную порцию пищи. 
Они постоянно наблюдали за окружающим их миром, обнаруживали что-то привлекательное и направляли свои энергетические ресурсы на погоню за добычей. 
В сегодняшнем мире больше не нужно охотиться за пищей. 
Но именно дофамин приносит чувство удовлетворения и радости, когда вы обнаруживаете что-то приятное или необходимое, убеждаетесь в том, что это "что-то" давало вам ощущение комфорта и раньше, и решаетесь на его получение. 
Вы постоянно выбираете, что заслуживает усилий, а на чем их можно сэкономить. 
И именно дофамин в качестве вещества, приводящего соответствующие импульсы к нейронам, подсказывает вам решение.

Дофамин участвует в создании новых путей передачи нервных импульсов - нейронных связей. 
Эти пути возникают на основе прежнего опыта получения дофамина. 


У примата, приближающегося к плоду, висящему на дереве, происходит выброс дофамина в тот момент, когда он видит цель своих усилий. Это происходит потому, что дофамин обеспечил создание в ее мозгу нейронной связи тогда, когда она впервые попробовала приятный плод на вкус. 
Содержащийся в плоде сахар послал мозгу сигнал: "Это то, что тебе нужно! Попробуй еще найти эти плоды!" 
Прилив дофамина связал все свободные в этот момент нейроны и настроил мозг обезьяны так, что при виде чего-то, подобного сладкому плоду, у нее автоматически начинался бы синтез этого нейромедиатора. 
Или представьте себе ребенка - предка современного человека, который вместе с матерью занимается собирательством в лесу. Этот ребенок видит огонек, загоревшийся в глазах его матери, в тот момент, когда они выходят на ягодную поляну. 
Так называемые "зеркальные нейроны" ребенка синтезируют у него дофамин еще до того, как он попробует ягоды на вкус. Когда же он начинает есть ягоды, выброс дофамина многократно увеличивается. Свободные в этот момент нейроны под воздействием дофамина образуют новые нейронные связи. Эти связи помогают ребенку впоследствии моментально ассоциировать зрительный образ, звуки и запахи с ягодами.


Без сознательных усилий с нашей стороны дофамин строит некий нейронный шаблон, благодаря которому мы учимся находить вознаграждение или удовольствие. 

Люди не рождаются с уже готовыми нейронными связями, которые обеспечивали бы им с рождения удовлетворение самых насущных потребностей. 

Эти нейронные связи строятся на основе жизненного опыта. 

В наши дни вы скорее ищете новые возможности для трудоустройства, а не ягодные поляны. Но принцип работы мозга при этом остается тем же, каким он был еще до того, как человеческие существа научились общаться при помощи слов. 

Дофамин сигнализирует мозгу, что желаемая цель находится в зоне досягаемости. 
Какой бы не была ваша цель, вы получаете прилив дофамина, когда приближаетесь к ней.



Внешняя мотивация: метод кнута и пряника.

Многие люди наблюдают за собой удивительную привычку откладывания нужных и важных дел на потом. 
Они словно ждут времени дедлайна, когда дальнейшее откладывание уже очевидно оказывается чреватым большими неприятностями и тогда начинают лихорадочно работать, чтобы все-таки уложиться в срок. Хотя, казалось бы, если приняться за работу загодя, то можно было бы не торопясь все успеть. 

Деятельность, которая кажется нам бессмысленной, даже если это наши рабочие обязанности, воспринимается как неприятная и демотивирующая. 

Для такой деятельности мозг отказывается вырабатывать дофамин и поэтому человек склонен откладывать ее как можно дольше. И лишь когда мозг осознает, что дальше откладывать некуда, еще немного и будут крайне нежелательные последствия, он всплеском дофамина активизирует психику на лихорадочную деятельность. 

Угроза нежелательных последствий - внешняя мотивация, которая заставляет нас заниматься тем, чем мы не стали бы заниматься по собственной воле.

Ее существенный недостаток состоит как раз в том, что когда человек не делает того, что хочет, его мозг не вырабатывает нужное количество дофамина. 
Поэтому, занимаясь такой деятельностью, человек оказывается неудовлетворен. 
Те люди, чьей жизнью руководит исключительно внешняя мотивация по сути энергетически истощают свою психику, постепенно лишают себя креативности, творческих способностей и чувство неудовлетворенности оказывается их постоянным спутником.

Внешняя мотивация применялась, например, к крепостным на полях, гребцам на галерах или фабричным рабочим, занятым монотонным трудом. Многие исследования подтвердили, что внешняя мотивация ухудшает наши результаты, если деятельность хотя бы немного связана с интеллектуальным трудом или творчеством, независимо от того, используем мы "кнут" или "пряник". Страх лишиться того или иного "пряника" может оказывать на психику такое же деструктивное воздействие, что и "кнут". 

Воображаемый же кнут, нависший над нами, часто вызывает отвращение к тому, чем мы занимаемся. 

Тем не менее, привыкнув к внешней мотивации, то есть к остаточному пайку дофамина, день за днем преодолевая неприязнь к тому, что делаешь, человек как-то приспосабливается к сложившейся ситуации. 

Жизнь на галерах - это тоже жизнь. 

Однако расплатой за это оказывается утрата способности делать что-то по собственному желанию. Если "кнут" исчезает, то такой человек уже не знает как себя мотивировать. Так школьники привыкают учиться ради отметок, а когда после школы это давление исчезает, они перестают получать дальнейшее образование. Внешняя мотивация подавляет в людях будущую инициативу, и без "кнута" они перестают что-либо делать.

Альтернативой такому положению дел может показаться внутренняя мотивация целями. 
Но на самом деле такая мотивация - тоже ловушка.


Внутренняя мотивация целями: радость, которая не длится долго.

При постановке целей мы задействуем нашу префронтальную кору. 
Речь идет о части мозга, которая позволяет нам видеть сны и создает у нас представление о еще не существующих вещах. 
Префронтальная кора дает возможность людям, в отличии от животных, задумываться о будущем. 

Цель, как будущая удовлетворенность, действительно может служить очень сильным мотиватором. 

В отличии от людей, зависимых от внешней мотивации, люди, мотивированные целями, делают что-то потому, что они действительно этого хотят. 
И поэтому могут работать очень интенсивно. 
Дофамин способен понемногу выделяться уже от предвкушения приближения к цели, если, конечно, убедить лимбическую систему относиться к этой цели серьезно. 
И когда цель достигнута, то в такой момент человек получает одноразовую высокую дозу дофамина, позволяющую ему испытать интенсивную радость, назовем ее - кайф. 

Однако затем происходит нечто, с чем не может справиться префронтальная кора: наступает состояние, известное как гедонистическая адаптация. 
Гедонистическая адаптация представляет собой явление, когда человек неожиданно быстро привыкает к результатам какой-либо достигнутой цели. Если вы когда-то покупали новый автомобиль, то, возможно, вас удивило, что через неделю вы уже воспринимаете его как нечто само собой разумеющееся. Ваши эмоции уже через пару дней были несравненно слабее, чем в первый день после покупки.

Итак, при достижении цели освобождается кратковременная позитивная эмоция кайф, но из-за гедонистической адаптации человек быстро привыкает к достигнутому и позитивные эмоции очень скоро исчезают. Несмотря на способность воссоздать картинку нашей воображаемой цели и момента счастья при ее достижении, прифронтальная кора не способна показать нам, что позитивные эмоции будут столь неожиданно коротки. 
Если мы с нетерпением ждем покупки нового автомобиля, наш мозг может представить радость момента приобретения, но он не способен представить, что это лишь минутная радость. 

Как же человек, мотивированный целями, реагирует на гедонистическую адаптацию? 

Очень просто. 

После того, как цель будет достигнута и эмоция угаснет, он поставит следующую, еще большую цель. 
И снова начинается гонка. 
Работает, работает и, возможно, опять достигает цели. 
Возникает кайф, который из-за гедонистической адаптации через короткое время быстро исчезнет. 

А какова будет реакция? 

Постановка еще большей цели. 

Снова и снова бег по кругу продолжается. 
Кайф, возникающий при достижении цели, активизирует те же центры головного мозга, которые активизирует и доза кокаина, появляется зависимость от их возбуждения. Человек превращается в целевого наркомана. У таких людей может быть элитная недвижимость, дорогие машины и желаемое положение в обществе, но они переживают лишь кратковременные моменты счастья. Часто их охватывает депрессия - у них есть все, кроме долговременной удовлетворенности.

Как таковая долговременная удовлетворенность выглядит небиологичной. 
Хорошая доза кортизола всегда готова излечить вас от стремления удержать счастье здесь и сейчас. Тем не менее определенное изменение стратегии может помочь обойти гедонистическую адаптацию и удержать человека в состоянии удовлетворенности своим настоящим.

P.S.

Дофамин — это гормон, нейромедиатор награждения, в первую очередь награждение за поиск оптимальных решений для закрытия базовых потребностей: дышать, пить, спать, есть, секс, получать информацию из окружающего мира. 

Мы испытываем наслаждение и эйфорию закрывая именно эти потребности. 

Если же все базовые физические потребности закрыты, как следствие наше существование на гормональном уровне получает статус: "выжил и успешно продолжаюсь во времени и пространстве без всяких проблем", что влечет за собой стремление психики сохранить то состояние которое есть, и человек еще больше начинается фокусировать на тех способах закрытия базовых физических потребностей, которые у него "проложились" в голове, подобно электромагистралям. 

Чаще всего это неумеренные секс и мастурбация, бесконечный просмотр новостей, чревоугодие и разного рода зависимости от компьютерных игр до тяжелых наркотиков. Такая реакция — абсолютно закономерный процесс стремления всего во Вселенной следовать пути наименьшего сопротивления и энергозатрат. 

Так выгоднее. 

Если все хорошо, зачем барахтаться и трепыхаться, если можно все силы направить на удержание полученного тяжелым трудом состояния?

Как переключить свое сознание и перепрошить проложенные дофаминовые привязки? 

1. Искусственно ввести себя в состояние незакрытия базовых физических потребностей. 
2. Подождать 2 недели. 
3. Начать двигаться в направлении твоих ключевых путей, и фиксировать все подвижки, победы, выполненные задачи. 

Таким образом, на фоне чрезвычайного положения незакрытия базовых физических потребностей, которые буквально создадут в теле гормональный фон "Я в опасности, Я умираю", те простые действия, такие как: зарядка, разминка, контрастный душ, раннее засыпание и т.д., будут иметь гораздо больший отклик у рецепторов дофамина, по той причине, что "на безрыбье и рак рыба". 

Нет долгое время привычных способов повышать свои шансы на выживание? 
Я в опасности? 

Организм начинает судорожно цепляться за любые возможности повысить свои шансы на выживание и начинает срочно прокладывать новые магистрали фиксаций, которые, при должном усердии, останутся с вами надолго и прочно войдут в вашу обыденность, взамен привычного прожигания жизни. 

В современных условиях, единственным способом прожить яркую, интересную, наполненную событиями, деятельностью и впечатлениями жизнь, является умение эффективно организовать вокруг себя среду, для создания искусственного дискомфорта, при котором делать то, что задумал, будет выгоднее и проще, чем не делать то, что задумал. 

Удачи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий