КОНТАКТЫ

понедельник, 4 марта 2019 г.

МОЗГ, ЕГО РОЛЬ, МЕСТО И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ


Зачем человеку мозг? Что он делает? 

Человек всегда пытался понять, что находится у него в голове. В разное время люди пытались определить мозг через метафоры, свойственные эпохе — его сравнивали и с водопроводом, и с телеграфом, а уже в XX веке — c компьютером. Нейропсихолог Ольга Сварник объяснила почему все эти принципы работы, которые мы приписывали мозгу — ошибочны, а также рассказала на что он на самом деле похож и для чего нам нужен.

Добрый день. Меня зовут Ольга Сварник, я старший научный сотрудник лаборатории психофизиологии имени Вячеслава Борисовича Швыркова Института психологии Российской Академии наук. Я сегодня расскажу о том, зачем нам нужен мозг. Мне кажется, что очень часто многие люди употребляют это слово и совершенно не отчетливо представляют себе, что за ним стоит.

Я хочу сказать, что существует огромное количество метафор о мозге, и когда-то, когда был изобретен водопровод и канализация, думали, что мозг работает по этому принципу. Когда использовались восковые дощечки, то казалось, что в мозге происходят какие-то отпечатки того, что с нами происходит. В какой-то момент возникли летающие животные духи Декарта, и соответственно, там, где пролетают эти животные духи в мозге, эти места и каким-то образом участвуют в том, что с нами происходит. Соответственно, когда был изобретен телеграф или телефон, казалось, что мозг напичкан такими специальными устройствами, которые позволяют переводить, как стрелки, возбуждение, бегущее по одному пути, на какой-то другой путь в поисках того места, которое отвечает за что-то, что сейчас должно произойти.

И возвращаясь к началу своего рассказа, я хочу подчеркнуть, что мозг — это генератор моделей. И наверное, важно для мозга генерировать не просто подходящие модели, но еще и генерировать их достаточно в нужное время, не слишком опережая ситуацию, не слишком опаздывая к этой ситуации. И как мне кажется, человек отличается от прочих живых существ, например, тем, что он в состоянии составлять прогнозы очень долгосрочные. К примеру, студенты учатся в течение нескольких лет в институте, отчетливо представляя себе, для чего они это делают. Представить себе, что собаки или кошки могли бы в течение многих лет таким образом посещать учебные заведения довольно сложно. Так что мозг — это генератор моделей, не забывайте пользоваться этим. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий